Продажи реактивных авиационных двигателей АЛ-31 Россией в Китай превысили тысячу единиц благодаря нескольким новым заказам в этом году. Все это из-за того, что Китай стремится увеличить свой флот современных реактивных истребителей (J-10 и J-11). Также он хочет, чтобы пилоты поднимались в воздух как можно чаще для развития и поддержки боевых навыков. Но двигатели от продолжительной работы изнашиваются быстро. Ну, а еще одной причиной для новых заказов являются постоянно возникающие трудности у китайских разработчиков в создании реактивного двигателя. Китай особенно заинтересован освободиться от российской зависимости при разработке двигателей с высокими эксплуатационными качествами для своих передовых реактивных истребителей. Пока не удается.
С увеличением заказов со стороны ВВС России российскому производителю AЛ-31 пришлось увеличить объемы продукции в этом году более чем на треть. У русских также есть уверенность, что китайцы не смогут решить ряд проблем по разработке двигателей в ближайшее время. А то, что Китай открыто (и безуспешно) протестовал против ограничений, которые Россия наложила на использование моторов АЛ-31ФН, доказывает этот тезис. Россия хочет гарантий того, что АЛ-31ФН будет использоваться только по прямому назначению, то есть приводить в движение китайские боевые самолеты, и его не разберут на части, чтобы китайские инженеры смогли совершенствовать своих нелегальных клонов АЛ-31ФН - WS-10A. Китай крадет российские военные технологии уже в течение многих лет, особенно усилился этот процесс с окончанием холодной войны. Тогда сама Россия не могла себе позволить купить новую военную технику у своих производителей, и только заказы из Китая и Индии держали российские компании оборонно-промышленного комплекса на плаву. Теперь при наличии большего количества внутренних заказов от российских военных, производители в России почувствуют уверенность в своих возможностях и смогут жестко отстаивать свои интересы в отношениях с Китаем.
Другая проблема китайцев - не желание признать, что их собственные усилия по созданию своих двигателей раз за разом терпят неудачу. Например, в прошлом году Китай раскрыл секрет, что он установил на своем истребители J-10 двигатели китайского производства WS-10A вместо российских АЛ-31ФН. Но в этом году Китай заказал еще несколько сотен АЛ-31ФН со сроком поставки в течение ближайших двух лет. И больше никаких разговоров об использовании WS-10A в широких масштабах.
Китайцы заявляют, что WS-10A превосходит АЛ-31Ф. При том, что в WS-10A есть много чего скопированного с российских технологий, китайцы утверждают, что они улучшили этот двигатель. Но эти улучшения у русских уже были произведены, как например увеличение срока службы у базового двигателя АЛ-31 с 900 до 1500 часов, а, совсем недавно, до 2000 часов. Кроме того, китайцы не смогли освоить некоторые базовые технологии производства реактивных двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками. Реальность такова, что the WS-10A имеет ряд серьезных и непредсказуемых проблем с надежностью, которые становятся очевидными.
Китай считает, что он освободится от зависимости от российских военных реактивных двигателей в течение ближайших пяти лет, что подразумевает, что у китайских производителей двигателей все еще есть возможности решить эту задачу. Годами Китай импортировал два российских двигателя: АЛ-31 за 3,5 миллиона долларов и РД-93 (версия РД-33 для МиГ-29) для JF-17 (самолет типа F-16, разработанный в сотрудничество с Пакистаном) за 2,5 миллиона долларов. В какой-то момент китайские инженеры посчитали, что они сумели освоить технологию необходимую, чтобы делать китайские копии двигателей российских АЛ-31. Китайская копия WS-10A является частью программы, по которой также создали WS-13 для замены РД-93. Хотя китайцы смогли сделать двигатели долговечными, у них все еще возникают проблемы с надежностью, а это убийственно для двигателя истребителя, когда его отказ в бою может стать фатальным.
Китай уже давно копирует зарубежные технологии, но не всегда успешно. Но в последние десять лет Китай вложил весьма много денег в создание реактивных двигателей. Китайцы столкнулись со многими проблемами, которые были и у русских в самом начале. Разработка необходимой конструкции двигателя и повышение квалификации инженеров непростая задача. Однако у Китая есть некоторое преимущество. Во-первых, они знали ошибки русских, и таким образом смогли избежать многих из них. Потом не стоит забывать тот факт, что у Китая был более широкий доступ к западным технологиям (как легальный, так и нелегальный). Наконец, Китай, в отличие от Советов, имеет возможность создавать мощности по производству двигателей в рыночной среде, которая гораздо эффективнее, чем командная экономика, имевшаяся в СССР и являвшаяся тяжким бременем для страны в течение семи десятилетий. Китайцы считают, что создание J-10 и WS-10A - часть процесса обучения, и они действительно учатся на своих ошибках. Но разработать реактивные двигатели для гражданских самолетов значительно легче, чем те, которые необходимы для боевых самолетов, а Китай сталкивается с большим количеством трудностей, чем он ожидал.