Ни «Звездные войны» Рейгана, ни противоракетная оборона Джорджа Буша, а просто разумная система обороны от угрозы баллистических ракет, находящихся в недобрых руках.
За создание этой системы противоракетной обороны (ПРО) год назад высказались 28 стран на лиссабонской встрече НАТО на высшем уровне. И сейчас она воплощается в жизнь. Среди прочих шагов по ее создание необходимо упомянуть недавнее соглашение о размещении военно-морских элементов ПРО на базе Рота (Испания).
Обама пересмотрел идею противоракетного щита Буша, который хотел разместить в Европе третий позиционный район ПРО в Чехии и Польше. Тогда НАТО приняло решение о создании собственной системы для защиты Европы от нападения так называемых государств-изгоев, негосударственных организаций, включая террористические группы, с применением ракет, несущих любые заряды поражающего действия.
Это никакая не научная фантастика. Речь идет о вполне реальных угрозах, от которых серьезные правительства обязаны защитить своих граждан.
Когда страны НАТО приняли новую стратегическую концепцию и одобрили создание данной системы ПРО, в парламенте Испании разгорелись нешуточные дебаты, в которых принимала участие министр обороны Карме Чакон (Carme Chacón), и с тех пор союзники стали принимать соответствующие меры, включая и оговоренные взносы со стороны США.
Этой цели служат двусторонние договоренности с Польшей, Румынией, Турцией, Испанией и Голландией, а также привлечение военных ресурсов всех стран для создания этой системы коллективной обороны, как для своевременного обнаружения угрозы, так и для перехвата ракет до того, как они достигнут наших городов.
Потому что, в отличие от противоракетного щита Буша, нынешняя система отвечает тезису: «настало время, чтобы сами европейцы позаботились об обороне Европы».
А тех, кто заявляет, что «Америка – это Америка, независимо от того, кто там президент: Буш или Обама», стоило бы спросить, неужели они действительно считают, что нынешняя цель США заключается в усилении своего военного присутствия в Европе. Целый ряд фактов, включая финансовые затраты, скорее говорят об обратном. В этом можно было убедиться на примере Ливии. Борьба с Каддафи показала, что Европа не обладает достаточными военными ресурсами для осуществления военного вмешательства, на котором настаивала ООН для прекращения массовых убийств гражданского населения в этой стране.
То же самое происходит и при создании системы ПРО (в настоящее время – малого и среднего радиуса действия). Европейские страны не располагают для этого необходимыми средствами и зависят от привлечения американских военно-технических ресурсов.
И если существует угроза безопасности людей, если распространение оружие и его носителей в близлежащих регионах является свершившимся фактом, то правительства и ответственные политические партии обязаны дать этому должный ответ.
Именно в этом контексте 5 октября этого года и было подписано двухсторонне соглашение между Испанией и США, отвечающее тем решениям, которые были приняты 28 странами и стоит выше национальных соображений.
Это еще одна страница в сложной архитектуре европейской противоракетной обороны, представляющая огромную важность для Испании, поскольку она затрагивает вопросы безопасности Средиземноморья.
И вот еще один не менее важный вопрос. Для нас, которые решительно выступают за отказ от ядерного оружия, система ПРО в значительно степени способствует созданию условий для построения безъядерного мира, учитывая при этом интересы обеспечения безопасности наших стран.
Программа создания системы ПРО должна привести к тому, что страны НАТО будут уделять меньше внимания на ядерное сдерживание, особенно с учетом размещения американского ядерного оружия в Европе.
Ну, а что касается России, то есть одна хорошая новость и одна плохая. Хорошая заключается в том, что на лиссабонской встрече в верхах российская сторона согласилась рассмотреть сотрудничество с НАТО в деле создания совместной системы ПРО. А плохая состоит в том, что до настоящего времени никакого соглашения по этому вопросу не заключено. Как я смог убедиться недавно на заседании комиссии НАТО-Россия Парламентской ассамблеи НАТО, Москву беспокоит то обстоятельство, что ПРО может быть использована против России.
И поэтому выступают против всей системы, хотя, если взять конкретное соглашение об использовании военно-морской базы Рота, то кажущееся беспокойство Москвы необъяснимо и по понятным причинам носит скорее риторический характер.
Пройдет какое-то время, и соглашение будет достигнуто, если удастся создать необходимый климат доверия, в соответствии с предложениями о консенсусе, выдвинутыми в июне нынешнего года бывшим госсекретарем Мадлен Олбрайт и бывшим министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым.
Когда почти все тревоги сосредоточены на экономическом кризисе, то стоимость является отнюдь не второстепенным вопросом. Главное заключается в том, что речь идет о выборе в пользу создания системы коллективной обороны, всегда более экономичной, чем создание обороны отдельно взятой страны, и к тому же, единственно эффективной при противостоянии подобным угрозам.
Испания заинтересована в том, чтобы вместе с другими странами вносить свой активный вклад, включая промышленный, в создание этой системы. А интересам Европы отвечает создание с помощью своих собственных средств архитектуры безопасности в мире глобальных рисков, когда обстановка развивается по непредсказуемому сценарию. Или, вспоминая известную фразу о том, чтобы было «больше Европы», давайте создавать «европейскую оборону».
Правительство, которое одержит победу на приближающихся выборах, должно быть в состоянии правильно решить вопрос обеспечения безопасности. Это очень важно для Испании. И в достижении этой цели я ему желаю большой удачи.
Хесус Куадрадо Баусела - глава делегации Испании в Парламентской ассамблее НАТО.