Более месяца Украина играла с Евросоюзом в «Тише едешь…» по поводу судебного процесса над Тимошенко. Судебные разбирательства многократно прерывались в особенно неловкие моменты, включая визит Януковича в Польшу в начале сентября, ежегодный саммит молодых предпринимателей, проходивший в Крыму, и варшавский саммит «Восточного партнерства» в конце месяца. Отсрочки указывали на переосмысление происходящего и возможный компромисс.
Но обе стороны попали в ловушку необходимости относиться к суду как к чисто судебному процессу. Компромисс едва ли можно было формализовать открыто. Самой широко обсуждаемой стратегией выхода было голосование украинского парламента по декриминализации отдельных глав Уголовного кодекса, по которым было предъявлено обвинение Тимошенко – это было бы неловко и неприятно, но, возможно, наименее неприятно из имеющихся вариантов.
Янукович отправился в Варшаву на саммит «Восточного партнерства» и услышал там то же самое, но ничего хуже. С Белоруссией, чья делегация покинула саммит, произошел гораздо больший скандал. Таким образом официальная точка зрения в Брюсселе состояла в том, что Соглашение об ассоциированном членстве и Глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговлей с Украиной все же будут подписаны на саммите ЕС-Украина, который должен был пройти в декабре.
Так что приговор шокировал всех. Тимошенко приговорили к семи годам тюрьмы. Кроме того, ее, похоже, оштрафуют на 190 миллионов долларов и не дадут участвовать в парламентских выборах 2012 года. Если только Киев не даст знать в ближайшее время, что произойдет что-то еще – например, апелляция, пересмотр дела или «декриминализация» - ЕС должен будет действовать.
До вынесения приговора продолжался искренний и важный спор между теми, кто хотел четко обозначить границы и быстро продемонстрировать более жесткие принципы условности в обновленном «Восточном партнерстве». Сторонники другой точки зрения соглашались с тем, что украинская политика прогнила, но утверждали, что Соглашение об ассоциированном членстве и свободной торговле – лучший способ изменить это в долгосрочной перспективе. Изолированная Украина могла запросто стать еще более коррумпированной.
Контраргумент о том, что Украина никогда себя не переделает, если не относится к ней строго, теперь, кажется, получил доказательства. Проведя столь очевидную черту, Евросоюз сейчас рискует своим авторитетом. Если она по-прежнему планирует пойти на компромисс, Украина, как минимум, виновна в недостаточном уровне коммуникаций. Но похоже, что ее вина больше, больше, чем было доказано в суде против Тимошенко. Сейчас на кону стоит все внешнеполитическое будущее Украины. Было бы глупо делать вид, что дела обстоят иначе.