Виктор Анатольевич Бут, представший перед американским судом в Нью-Йорке, сильно похудел по сравнению с тем, каким он был в момент расцвета могущества. Долгое время был одним из самых активных торговцев оружием в мире. Предположительно, он родился в Душанбе (Таджикистан) в 1967 году. После распада СССР он превратился в символ торговца оружием – как законного, так и незаконного.
До такой степени, что стал прототипом оружейного магната Юрия Орлова из знаменитого фильма «Оружейный барон» (Lord of War, 2005 год), роль которого исполнил Николас Кейдж. Но не только он, в характере главного героя прочитываются черты француза Жана Бернара Ласно (Jean-Bernard Lasnaud), египтянина Монзера аль-Кассара, ливанца Саркиса Соганаляна и украинца Леонида Минина. Все они когда-либо попадали в руки правосудия. А сегодня настал черед Виктора Бута.
В момент распада СССР в 1991 году этому военному летчику – возможно, из ГРУ - лишь 24 года. Но уже тогда он стал поставлять иностранным клиентам оружие и боеприпасы с советских складов, которое распродавали офицеры. В те времена тысячи транспортных самолетов («Антонов», «Ильюшин», «Яковлев», «Туполев») потихоньку покрывались ржавчиной на аэродромах. Военные продают Буту три самолета «Антонов» по смешной цене: 120 тысяч долларов. Ему лишь 25 лет. Сначала эти три самолета улетают в Данию. В 1996 году Бут обосновывается в аэропорту бельгийского города Остенде. Бут пока что не является владельцем всего воздушного парка, которым располагает. Поначалу его же российские заказчики сдают ему самолеты в аренду.
Услугами Бута пользуются повстанцы
Его воздушный парк примерно из 50 советских военных самолетов летает либо под эгидой одной из самых непрозрачных авиакомпаний, которой он владеет то ли целиком, то ли частично, либо через договоры фрахтования. Верхушка айсберга – компания Air Cess. Все повстанцы планеты пользуются его услугами: мятежники из Анголы (Unita), Кении, Судана, Уганды, Сьерра-Леоне (члены революционного единого фронта RUF Сэма «Москито» Бокари), колумбийская группировка Farc, демократические силы освобождения Руанды FDLR Стратона Мусони. Члены движения за освобождение Конго MLC Жана Пьера Бемба заплатили Буту за услуги алмазами и редкими минералами. Африку Бут знает как свои пять пальцев.
Во времена коммунизма Бут часто бывал в Африке в качестве офицера советской армии. Именно в Анголе, работая переводчиком для российских наблюдателей из ООН, он «заразился». Однако доподлинно это неизвестно … Годы спустя в мае 1997 года именно самолет этого добрейшей души человека спасает сверженного президента Заира Мобуту Сесе Секо, буквально вырывая его из рук охранников, оставшихся на взлетной площадке.
1990-е годы – благодатное для Бута время. Зоны конфликтов в Африке хорошо адаптированы к авиатранспорту, во взлетно-посадочных полосах недостатка нет, полеты можно осуществлять незаметно, избегая формальностей и трудностей с прохождением контроля. Так, ничего не стоит разыграть ложную «экстренную посадку» или прилететь в пункт назначения, не указанный в маршрутном листе.
Бут орудует не только в Африке. Он направляет свой флот к Панджшерскому льву Ахмаду Шах Масуду. Лидер Северного альянса Афганистана расплачивается с ним изумрудами – он как раз тогда стал министром обороны при переходном режиме. С 1993 года в стране разражается новая гражданская война. Самолеты Бута с партиями оружия летают туда с 1992 по 1996 годы.
Бут живет на полную катушку
Располагая тяжелыми транспортными самолетами, конечно же, с русскими пилотами, но без сертификатов на полеты под флагами разных стран, Виктор Бут является единственным бизнесменом, который соглашается приземляться где угодно, помогая как гуманитарным организациям, так и военным или воюющим против них повстанцам. Он работает и на наших, и на ваших и живет на полную катушку … Когда в 1994 году Франция начинает операцию «Бирюза» в Руанде, именно он доставляет часть войск и боеприпасов. После этого он доставляет из Конго войска народности хуту, учинивших геноцид. В 1999 году в 36 странах бушуют 40 вооруженных конфликтов. Бут достигает вершины собственного могущества. Но проблемы уже не за горами …
В весьма подробном отчете Интерпола от 4 декабря 2004 года говорится о деталях поставок оружия в Анголу повстанцам из группировки Unita («Национальный союз за полную независимость Анголы») Жонаса Савимби. Эти операции анализируются и сотрудниками ООН, которые делают вывод о «классической» организации: в конце 1990-х годов болгарские и румынские оборонные компании получили заказы на поставку вооружения от не состоятельных в финансовом смысле стран, к примеру, Того и Буркина-Фасо. Сертификаты конечного назначения вызывали по меньшей мере сомнения, а после и вовсе оказались подложными. Но болгарское оружие было поставлено в ходе 38 полетов авиакомпании Бута Air Cess.
26 ноября 2004 года инспекторы ООН в сопровождении военнослужащих ЮАР внезапно нагрянули в аэропорт Гома (Демократическая республика Конго). Их не ждали, поэтому они смогли изъять документы на полет и технические элементы, касающиеся 26 самолетов Бута. Один из этих летательных аппаратов, зарегистрированный в Казахстане и покрашенный в белый цвет, на вполне законных основаниях имел номер UN-79954, сильно напоминающий номер ООН. В действительности же он перевозил оружие в интересах различных конголезских военных группировок в обмен на ценные минералы.
Услуги, которые не может предложить ни одна компания
Все эти малоприятные детали не помешают ни Пентагону, ни оккупационным силам в Ираке несколькими годами позже закрыть глаза и прибегнуть к услугам Бута! В конце 2004 года одна из авиакомпаний Irbis осуществила более 142 полетов в Ирак в интересах американской армии и ее подрядчиков. В реальности Оборонное логистическое агентство DLA пользовалось услугами компании Fedex, а та в свою очередь нанимала Irbis, которая осуществляла перелеты через Персидский залив на старом Ил-18. А между тем Виктор Бут числился в черном списке американского Казначейства, а его авиатранспортные компании - нет.
Зачем же прибегать к услугам столь неоднозначного человека? Потому что Бут делает то, от чего другие компании отказываются. Этот «специалист по поставкам оружия» в интервью изданию Le Monde от 19 мая 1994 года объясняет, что специфика его работы тесно связана с экипажем и самолетами: «Они могут совершать посадку в любой точке военного конфликта без малейших душевных переживаний. А если какой-либо аппарат будет подбит, то нет риска того, что по улицам будут таскать тела мертвых американских пилотов».
Такой бизнес не всем по зубам, но Виктор Бут прекрасно в нем ориентировался. Он оказывал услуги не только диктаторам или палачам, а тем, кто мог заплатить за его услуги. Как говорится в одном из документов архивной службы Конгресса США, такие люди «не являются сторонниками какой-либо группировки или идеологии. Их единственная мотивация – выгода».