На прошлой неделе представитель США в ООН Сьюзан Райс (Susan Rice), уязвленная тем, что Россия наложила вето в Совете безопасности ООН на выдвинутый Западом проект резолюции по Сирии, завуалированно обвинила русских в том, что они защищают зашатавшийся режим президента Башара Асада, чтобы не лишиться прибыльного рынка вооружений, которым для них служит эта ближневосточная страна.
Однако одновременно с этим Соединенные Штаты рассматривали оружейный контракт на сумму в 53 миллиона долларов с Бахрейном, в котором политические волнения унесли жизни 34 человек, в основном из числа мирного населения. Еще по меньшей мере 1400 человек в этой стране были арестованы, а больше 3600 лишились работы за участие в уличных демонстрациях под демократическими лозунгами.
«Американское правительство выглядит лицемерным, когда оно осуждает применение силы против участников акций протеста в Сирии, но попустительствует аналогичной политике в Бахрейне», - заявила IPS д-р Натали Голдринг (Natalie J. Goldring), старший научный сотрудник Центра исследований проблем мира и безопасности (Center for Peace and Security Studies) при Школе дипломатической службы имени Эдмунда Уолша (Edmund A. Walsh School of Foreign Service) Джорджтаунского университета.
К сожалению, считает она, критикуя другие страны за их оружейные сделки, администрация президента Барака Обамы ставит себя в сомнительное положение.
«Объявив недавно о предполагаемых поставках оружия в Бахрейн, она дала понять, что собирается взаимодействовать с этой страной, как обычно, в ситуации, когда мы должны были бы вести себя совсем по-другому», - утверждает она.
Проект контракта на поставку оружия, вызывающий яростные протесты правозащитных организаций, подразумевает, что Бахрейн получит 44 бронированных высокомобильных многоцелевых колесных автомобиля, ракеты (в том числе управляемые по проводам), пусковые установки, а также прилагающееся оснащение. США также собираются обучить бахрейнцев обращаться со всеми этими вооружениями.
Мария Макфарланд (Maria McFarland), заместитель директора вашингтонского отделения Human Rights Watch, заявиила в связи с этим: «Людям будет трудно принимать всерьез заявления США о демократии и правах человека на Ближнем Востоке, если Америка вместо того, чтобы привлечь своих бахрейнских союзников ответу, будет вознаграждать репрессии новыми поставками оружия».
Голдринг отметила, что посол Райс обвинила противников резолюции ООН в том, что они предпочитают продавать оружие сирийскому режиму, а не вставать на сторону народа Сирии.
«Снабжение оружием Бахрейна делает правительство США уязвимым для тех же самых обвинений – для обвинений в том, что мы предпочитаем продавать оружие бахрейнскому режиму, а не вставать на сторону народа Бахрейна», - добавила она.
Администрации Обамы будет намного проще влиять на поведение других государств, если она прекратит продавать оружие странам, нарушающим права человека, полагает Голдринг.
Хотя большинство членов Совета безопасности ООН — девять из 15 — проголосовали на прошлой неделе за резолюцию, что должно было означать ее прохождение, вето, наложенное Россией и Китаем, отменило этот результат.
Проект резолюции, резко осуждавшей серьезные и систематические нарушения прав человека сирийскими властями, был поддержан Боснией и Герцеговиной, Колумбией, Францией, Габоном, Германией, Нигерией, Португалией, Британией и Соединенными Штатами
Воздержались Индия, Бразилия, Южная Африка (вместе известные как ИБЮА) и Ливан.
Резолюция, предложенная Францией, Германией, Португалией и Британией, также призывала Сирию немедленно прекратить применять силу против мирного населения.
В том случае, если бы Сирия не сделала это в течение 30 дней, Совет безопасности собирался рассмотреть «другие возможности» - эвфемизм для экономических или военных санкций.
Старший научный сотрудник программе программы по изучению торговли оружием Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Питер Веземан (Pieter Wezeman) рассказал IPS, что Россия – главный поставщик оружия в Сирию.
По его словам, за последние пять лет Россия, как считается, отправила в Сирию 36 подвижных зенитно-ракетных комплексов «Панцирь С-1» и некоторое количество переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С».
Судя по всему, кроме этого Сирия ждет поставки других заказанных ей вооружений. В их число, как сообщается, входят 24 истребителя МиГ-29СМТ, береговой ракетный комплекс «Бастион» с ракетами «Яхонт», несколько зенитно-ракетных комплексов «Бук», обладающих большей дальностью, и неизвестное количество учебно-боевых самолетов Як-130.
«В целом на долю заказов из Сирии приходится заметная часть выручки российской оружейной промышленности», - заявил Веземан.
Русские потеряли рынки в Иране и Ливии, заметил он, и не хотят потерять еще и этот рынок. Скорее всего, противодействовать связанным с поставками оружия санкциям против Сирии Россию заставляет, среди прочего, и эта причина.
По словам Голдринг, Россия – ключевой политический и военный союзник России на Ближнем Востоке. При этом у России также есть сильные экономические мотивы для того, чтобы поддерживать с ней отношения.
По данным недавно опубликованного доклада Исследовательской службы Конгресса США, примерно четверть заключенных Россией между 2007 и 2010 годами соглашений о продаже вооружений относилась к поставкам оружия в Сирию.
«Хотя Китай также активно продавал оружие Сирии, Россия господствует на сирийском рынке. Почти 90 % всех соглашений о поставке вооружений, которые Сирия заключила между 2007 и 2010 годами, были заключены с Россией», - добавила Голдринг.
После того, как Россия и Китай наложили вето на резолюцию в Совете безопасности, посол Райс заявила: «Те, кто выступает против резолюции… должны будут нести ответственность перед сирийским народом, а также перед другими народами региона, движимыми теми же общими устремлениями».
Она не назвала Китай и Россию напрямую, хотя они были единственными странами, голосовавшими против резолюции.
«Похоже, Россия и Китай объединились против общего противника. Вместе они играют роль противовеса американской дипломатической и военной деятельности на Ближнем Востоке», - полагает Голдринг.
После голосования Райс заявила журналистам: «Нет, я не думаю, что дипломатия или давление зашли в тупик».
«Я имею в виду тот факт, что, несмотря на исход сегодняшнего голосования в Совбезе, большинство членов Совета безопасности поддержали резолюцию», - пояснила она.
«Это не сугубо западная точка зрения, как хотели бы думать некоторые. Резолюцию поддержали страны со всего мира. Многие страны региона также очень ясно дают понять, что зверствам режима Асада пора положить конец, и что поведение сирийских властей абсолютно недопустимо».