В центре Европы началась всепоглощающая битва умов, которая может феноменально изменить постсоветское пространство. Недавний призыв российского премьер-министра Владимира Путина к созданию Евразийского союза все больше напоминает прозорливый сигнал горном. Объявленный во вторник киевским судом семилетний приговор Юлии Тимошенко, бывшему премьер-министру Украины, может стать поворотным моментом для политики на постсоветском пространстве. Украина всегда была великой линией разлома в евразийской политике. «Оранжевая революция» 2005 года лишь закрепила это положение.
То, каким окажется эндшпиль “оранжевой революции” в ближайшие месяцы, определит целый спектр проблем, в числе которых российская интеграция в постсоветское пространство и расширение Североатлантического альянса на территории республик бывшего Советского Союза.
Тимошенко признали виновной в превышении полномочий при заключении газовых соглашений с Россией в январе 2009 года, что, согласно оценкам, нанесло стране ущерб в 200 миллионов долларов. Судья Родион Киреев заявил: «В январе 2009 года Тимошенко, занимая должность премьер-министра Украины, будучи должностным лицом, вопреки требованиям статьи 19 Конституции Украины, использовала предоставленные ей властью служебные полномочия в преступных целях и, действуя умышленно, совершила действия, которые явно выходили за пределы предоставленных ей прав и полномочий, что привело к тяжким последствиям».
51-летний бывший премьер должен возместить ущерб, нанесенный государству, а также ей на три года запретили занимать руководящие должности в органах государственной власти после того, как она отсидит семилетний срок.
Но Тимошенко – вовсе не слабый игрок. Ее фирменный стиль - это отчетливое отсутствие какого-либо чувства умеренности, к тому же она никогда не соглашалась занимать второстепенные роли. Она заявляла, что судебный процесс является политической местью режима президента Виктора Януковича, которого она сравнила с Иосифом Сталиным. Она также не стала терять времени и ловко вписывала геополитические аспекты в своей дело: «Это авторитарный режим, который отдаляет Украину от Европы, используя европейскую риторику».
Ее резкие слова нашли отклик во многих западных государствах. Верховный представитель ЕС по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) отреагировала через несколько часов после объявления приговора, заявив: «То, как украинская власть в целом будет уважать универсальные ценности и верховенство закона, и, в частности, как она будет вести себя в этих делах, может серьезно повлиять на двусторонние отношения ЕС и Украины».
В Брюсселе особенно раздражены, так как ощущают себя несколько преданными тем, что Янукович намекнул на то, что не будет давить на своего политического противника до конца, а теперь заявляет, что его руки связаны, и он не может повлиять на суд.
Но Янукович - тонкий политик, и он должен знать, что нет последнего слова в политике. Он все еще держит Брюссель в подвешенном состоянии, намекая на то, что закон, по которому судили Тимошенко, может быть пересмотрен. С другой стороны, он бы хотел знать, что ЕС может предоставить ему в ответ.
Янукович понял, что дело Тимошенко не вызывает сильного волнения общественного мнения в стране. Большая часть населения в Украине считает, что обвинения против харизматичного лидера «оранжевой революции», скорее всего, оправданы. Населению хорошо известно, что она обладает миллиардным состоянием, благодаря периоду «дикого капитализма» 90-х годов, когда на обломках распадающегося Советского Союза, используя общую безнаказанность, украинские нувориши обогатились за счет государственной собственности, очень часто с помощью украинского импорта российского природного газа.
Апатия населения по отношению к судьбе Тимошенко подчеркивает знание людей о том, что «оранжевая революция» вовсе не была революцией, а игрой в музыкальные стулья между украинскими миллиардерами и миллионерами. Запад тогда подумал, что они заполучили украинскую душу, в то время как посол России на Украине Виктор Черномырдин (бывший премьер-министр и серый кардинал российской энергетической политики), вероятно, посмеялся последним, в историческом смысле.
Так или иначе, самые громкие требования освободить Тимошенко звучат с Запада. Помимо ЕС и Эштон, несколько европейских государств предупредили Януковича. Интересно, что Белый дом в Вашингтоне решил не сильно давить на Януковича, а потребовал пересмотра дела, намекая на то, что у него есть запасной выход из ситуации.
Пикантная ирония состоит в том, что Москва присоединилась к Западу. Это действительно умное решение. Так или иначе, почему Россия должна позволять себе постоянно выглядеть страной, выступающей против власти закона?
Лейтмотив президентства Путина
Но, если отбросить полемику, позиция Москвы крайне утончена и подчеркивает борьбу за украинскую душу, которая должна вскоре начаться. В заявлении МИДа РФ говорится, что Москва уважает украинский суверенитет и независимость судебной системы в стране. Это означает, что Москва примет позицию Януковича, если он решит это сделать, что он не может повлиять на решение суда, чего требует Запад.
Во-вторых, заявление гласит, что если лидеры многих стран и общественное мнение считают, что судебный процесс являлся политическим, это из-за того, что газовое соглашение 2009 года было подписано «в полном соответствии с законами России, Украины и международными нормами».
Также заявление отходит на шаг в сторону, упоминая, что в приговоре существует отчетливый «антироссийский подтекст». Москва заявила, что «[российско-украинские] газовые соглашения должны быть выполнены».
Москва не уверена в том, какой путь в итоге выберет Янукович: воздержится или поддастся на уговоры Запада выпустить Тимошенко и прекратить судебное дело. (В идеале, Янукович хотел бы убрать Тимошенко и не дать ей выступить на выборах 2015 года).
Итог для Москвы состоит в том, что газовые соглашения 2009 года не могут быть пересмотрены, и Украине придется нести тяжелую ношу рыночных цен на российский природный газ, который питает экономику страны, и без которого она не может обойтись.
Любые ценовый уступки со стороны Москвы на данном этапе будут связаны с желанием Украины вступить в Таможенный союз с Россией, в котором также состоят Казахстан и Белоруссия. Источник недовольства и претензий США и Европы в том, что Янукович, будучи новоиспеченным демократом, активно практикует кулуарную политику, и ультиматумы в его отношении могут лишь привести его ближе к Кремлю, несмотря на существующую прохладу в их отношениях.
Реакция Путина, находящегося с визитом в Китае, демонстративно отгораживает Москву от самой Тимошенко и от любых мотивов: «Тимошенко для нас и для меня лично не друг и не родственник. Более того, скорее политический оппонент, потому что она всегда была человеком в политике, условно говоря, западно ориентированным».
Но Путин предупредил, что «опасно и контрпродуктивно» ставить под сомнения газовые соглашения 2009 года, отметив, что Россия и Украина выиграли бы, если бы объединили свои усилия в проектах по интеграции.
На самом деле он повторял свое предложение по созданию Евразийского союза, которое он впервые озвучил в статье, опубликованной в газете «Известия» неделю назад. Путин заявил, что «российско-украинская интеграция станет более выгодной, так как принесет экономическую выгоду». Тогда он тактично повторил: «Я не говорю о политике».
Идея создания Евразийского союза обещает стать лейтмотивом президентства Путина, которое начнется в 2012 году и может продлится до 2024 года. Закрытие дверей входа в ВТО для России в ближайшее время дает толчок идее расширения нынешнего Таможенного союза.
Но на самом деле Таможенный союз будет иметь значение, если в него войдет Украина. Если это случится, то неважно как это будет называться - появится Евразийский союз. Борьба за судьбу Тимошенко явно больше вопроса власти закона и наследия «цветной» революции.
Посол М К Бадракумар был дипломатом МИДа Индии. Он служил в СССР, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.