Осуждение и приговор Юлии Тимошенко за «превышение полномочий» на посту премьер-министра мало, что способно сказать миру такого, чего бы он уже не знал об Украине. Если семь лет тюрьмы и личная ответственность на 185 миллионов долларов – это цена за подписание газового контракта без одобрения кабинета министров, даже при том, что его определяющей чертой было уменьшить коррупцию в жизненно важной части экономики, тогда, видимо, следует продолжать серьезно ошибаться, делая поправку на политические риски. Правительство может заявлять, что суд был справедливым, но когда даже российский Владимир Путин выражает недоумение, остается лишь удивленно приподнимать брови.
Вердикт определенно не облегчит Международному валютному фонду (МВФ) задачу выплаты следующего транша помощи в рамках программы на 16 миллиардов долларов, который предстоит выплатить в ноябре. Даже учитывая, что укрепление принципа верховенства закона не является неотъемлемой частью требуемых МВФ изменений, неспособность продемонстрировать прогресс в этой области определенно вызовет сомнения относительно способности Украины проводить те реформы, которые как раз ждет МВФ, такие как усиление независимости Центрального банка и улучшение качества государственного администрирования.
Приговор также осложнит Европейскому Союзу задачу оправдания строительства более тесных отношений, вынудив президента Виктора Януковича больше полагаться на свои отношения с путинской Россией. А так как известно, что на повестке дня г-на Путина стоит привлечение Украины в Таможенный союз, который, как он рассчитывает, должен восстановить российское экономическое превосходство на пространстве бывшего Советского Союза, одним из долгосрочных последствий вынесенного во вторник вердикта может стать более легкое проникновение на украинский рынок российских компаний и банков по сравнению с европейскими и турецкими компаниями и банками.
Частично благодаря изменениям, проведенным под опекой МВФ, Украина вступает в новую, острую фазу глобального финансового кризиса в значительно более сильном положении, чем она была в 2008 году. Структурный дефицит бюджета снизился до 1,6% от ВВП с 3,7% в 2007 году, а дефицит текущего счета уменьшился до 3,9% с более чем 7%. Но все это по-прежнему слабая стартовая позиция для страны, которой приходится отчаянно бороться за капитал в условиях, когда международный климат характеризуется чрезвычайно сильным стремлением избегать рисков на фоне кризиса суверенных долговых обязательств Европы.
Годами инвесторы ждали реальных реформ для разблокирования потенциала Украины в сельском хозяйстве, сфере финансовых услуг и в секторе потребительских товаров. Вторничный приговор показывает, что все это по-прежнему остается отдаленной перспективой.