Тайная операция «Самолет из Ливии» была спланирована ее организаторами в Министерстве обороны РМ и их кураторами в правительстве весьма грамотно и толково.
Все должно было пройти «без шума и пыли», «под покровом полной секретности», то есть, без ведома не только широкой молдавской общественности, но, судя по всему, и многих представителей самой нынешней «либеральной» власти Молдавии, в том числе руководства и депутатов парламента. Но, как это нередко бывает в реальной жизни, в дело неожиданно и непредвиденно вмешался «Его Величество Случай».
Началось все с того, что некий грузовой самолет Ил-76 из Ливии, который 12 сентября 2011 года зачем-то прибыл в Молдавию, по каким-то причинам изрядно припозднился, а потому его экипаж не рискнул садиться в темноте в не имеющем соответствующего оборудования для ночной посадки аэропорту Маркулешты, где он должен был то ли чем-то загрузиться, то ли, напротив, что-то разгрузить, и предпочел совершить безопасную посадку – вне всякого полетного графика - в Международном аэропорту Кишинева, чем и привлек к себе повышенное внимание журналистов.
Они-то и подняли в СМИ весь шум и гам по этому поводу, начав задавать молдавской власти крайне «неудобные» для нее вопросы о том, что это, дескать, за подозрительный самолет из Ливии, да еще «вне расписания», с чем и зачем он прилетел, с чем и куда улетел, кто вообще все это разрешил и что в итоге всей этой «Тайной Операции «Самолет из Ливии» получила Республика Молдова!?
Все то, что последовало за первыми невнятными сообщениями СМИ об этом странном самолете, уже вскоре стало похоже на некий экзотический «танец туземных чиновников» на горячих углях вокруг идола тотемной «Фигуры Умолчания».
Во всяком случае, панические метания молдавских властей от одной версии к другой произвели на общественность страны крайне неприятное впечатление, убедив ее лишь в том, что власти намерены скрыть от нее правду.
Вначале, конечно, «либеральная» власть просто попыталась отделаться бодрыми заявлениями о том, что, дескать, никаких причин для беспокойства нет и не может быть, так как руководство страны «все держит под контролем»; что оно было своевременно проинформировано о продаже «ненужного Национальной Армии» вооружения; что были соблюдены как законодательство Молдавии, так и международные конвенции.
Об этом, в частности, заявил журналистам сам министр обороны Виталий Маринуца после заседания парламентской Комиссии по национальной безопасности.
По первоначальной версии министра обороны, основной целью Национальной Армии Молдавии в этой сделке было желание избавиться от ставших опасными для дальнейшего хранения боеприпасов с истекшим сроком годности и устаревшей военной техники.
«… Их уничтожение у нас в стране обходится очень дорого. Также, мы взяли в расчет экономические выгоды. В Молдавии мы не можем их утилизировать повторно, разбирать. У других стран есть возможность, они располагают военно-промышленным комплексом», - подчеркнул Маринуца.
Так что, по словам представителя МО РМ, самолет ИЛ-76 был направлен рижской компанией в Молдавию для транспортировки боеприпасов с истекшим сроком годности и военного оборудования, которые якобы купила некая «латвийская фирма», к некому месту утилизации, которое, однако, так и не было названо.
Контракт, заключенный между двумя сторонами, является абсолютно законным, а список активов Национальной армии, представленных к продаже, был утвержден постановлением парламента Молдавии №458 - XV от 30 июня 2001 года, - было также сказано в сообщении Министерства обороны
Вскоре, однако, появились явные нестыковки, которые заставили власти Молдавии выдвинуть вторую версию случившегося. Дело в том, что вопреки утверждениям Виталия Маринуцы о том, что сделка была проведена латвийской компанией «Latspetsexport», сами латвийские власти категорически отвергли причастность к ней какой-либо компании из Латвии. После этого ряд официальных лиц Молдавии стали заявлять, что указанная партия вооружения была приобретена, на самом деле, Арменией.
В итоге, 29 сентября 2011 года, во время нового обсуждения этой темы в Парламенте Молдавии министр обороны Виталий Маринуца был вынужден признать, что речь шла, в действительности, о продаже оружия Армении, однако тут же добавил, что и в этом случае, дескать, нет ничего незаконного, так как все соответствует международным нормам.
При этом Виталий Маринуца признал, что ни один международный наблюдатель не присутствовал при передаче оружия, как это определено международными законами, но отказался сообщить, кто конкретно был покупателем, отметив, что это был закрытый тендер. Маринуца также сказал, что это оружие было невозможно использовать в Молдавии, так как оно якобы просрочено, однако, не ответил на вопрос, будет ли возможно использовать это оружие после ремонта?
После того, как МИД Азербайджана пригласил для «дачи объяснений» посла Молдавии в Баку Игоря Бодю, который заявил, что нашумевшая сделка с молдавским вооружением, поставленным в Армению, является не более чем «досадной ошибкой, которая привнесла неприятный момент в отношения между Молдовой и Азербайджаном», появилась третья версия: подтвердивший факт продажи молдавского оружия Армении эксперт Женевского центра по демократическому контролю за вооруженными силами Виорел Чиботару сказал, что были проданы различные типы боевых ракет, причем отнюдь не «устаревших» и «непригодных к использованию», как утверждал министр Маринуца, а вполне современных и боеспособных.
По поводу этих ракет (а также ракетных установок, как вынужденно подтвердило МО Республики Молдова), премьер-министру Владу Филату во время саммита стран «Восточного партнерства» в Варшаве пришлось объясняться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Однако, заявив по возвращении в Кишинев, что ему лично об этой сделке стало «известно только из сообщений СМИ», премьер-министр Влад Филат дал, таким образом, старт четвертой версии, назвав виновником скандала, первого вице-премьера, министра экономики Валерия Лазэра.
Это породило новые острые вопросы у молдавской общественности, так как сделки с оружием, как того требует закон, могут проводиться только при наличии соответствующего решения Правительства, о чем министр экономики Валерий Лазэр не мог не знать хотя бы потому, что является бывшим высокопоставленным сотрудником СИБ РМ.
Поэтому многими экспертами были высказаны серьезные сомнения в том, что такой опытный и ответственный чиновник, как Валерий Лазэр мог провести «Тайную Операцию «Самолет из Ливии» по продаже вооружений, не поставив об этом в известность высшее руководство Молдавии, в том числе премьер-министра Влада Филата.
Тем более, что о том, что эта сделка была проведена с согласия и по поручению всех высокопоставленных должностных лиц, кому это положено по закону, ранее говорил и командующий Национальной Армией, начальник Генштаба, бригадный генерал Юрий Доминик.
Кстати, как считают многие эксперты, именно за это «несвоевременное» признание, поставившее молдавскую власть в «крайне неловкое положение», он и был снят - подозрительно срочно и под другим предлогом! – с должности указом врио президента, врио верховного главнокомандующего Мариана Лупу.
Однако, если принять на веру версию премьер-министра Влада Филата, то, как ни крути, но получается, что сделка между молдавским Министерством обороны и латвийской компанией о продаже 60 тонн вооружения состоялась с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
Во всяком случае, не на основе соответствующего решения Правительства, как того требует закон, а только неким решением некой «правительственной комиссии», которую возглавляет министр экономики Валерий Лазэр.
Неясным по-прежнему остается и вопрос, почему, как гласит пятая версия, разница между стоимостью контракта и рыночной ценой проданного Армении – в зону с замороженным Карабахским конфликтом! - вооружения составляет не менее 5 млн. долларов, то есть, получается, это оружие было, фактически, продано «по дешевке».
По сведениям ряда источников из министерства экономики, на которых ссылаются различные эксперты, рыночная стоимость только таких спецификаций проданного вооружения, как контрольно-проверочные комплексы 9В862, 9В863 ракет «Кобра», а также 9В871-3 к противотанковым ракетным комплексам «Конкурс-М», ракет «Фагот», «Конкурс», «Штурм-С», «Метис» существенно превышает 5 млн. долларов. А ведь, кроме этих типов оружия, в контракте присутствуют и дорогостоящие пусковые установки для реактивных противотанковых ракет.
Вот такая удивительная история с пятью версиями, каждая из которых не только не проясняет, но, напротив, еще более запутывает ситуацию, в то время как все те официальные органы Республики Молдова, которым по их статусу положено заниматься установлением истины, упорно и глухо молчат.
Во всяком случае, нет пока у молдавской общественности никакой информации о том, что этим скандальным делом занялись СИБ или МВД РМ, либо ЦБОПК и Генеральная прокуратура. Нет никаких признаков того, что премьер-министр Влад Филат (якобы узнавшей обо всем «только из сообщений СМИ») назначил специальную комиссию, поручив ей расследовать все обстоятельства этого подозрительного во всех отношениях дела. Нет никаких заявлений по этому поводу и от врио президента, врио главнокомандующего и спикера Парламента Мариана Лупу…
И, что самое странное и непонятное, нет абсолютно никакой реакции на случившееся со стороны таких всегда бдительных, жестких и принципиальных западных структур, как Госдепартамент США, ПАСЕ, ОБСЕ, Совет НАТО и других, ранее поднимавших невероятный шум относительно якобы осуществляемой Приднестровьем торговли оружием, якобы попадавшим в различные «горячие точки» по всему миру.
Тем более, что по свидетельствам многих очевидцев, в последние месяцы в аэропорту Маркулешты перебывало много других тяжелых транспортников типа Ил-76, которые тоже то ли чем-то там загружались, то ли, напротив, что-то там разгружали, а потом неведомо куда улетали, однако из-за отдаленности этого аэропорта от Кишинева все это как-то прошло мимо внимания журналистов и общественности.
Так что, если бы не досадный «прокол» с опоздавшим в Маркулешты 12 сентября с.г. самолетом Ил-76, так бы, наверное, никто ничего и не узнал до сих пор о том, что Молдавия то ли снова торгует оружием и кто-то явно на этом наживается, то ли смысл и задача «Тайной Операции «Ы» были несколько иными.
Выдвигаемая некоторыми экспертами версия номер шесть, на первый взгляд, несколько фантастическая, но она также имеет право на существование. Суть ее в том, что, возможно, весь этот крик и гам вокруг версии о продаже оружия является просто ширмой, маскировочной дымовой завесой, за которой, на самом деле, происходило и происходит нечто совсем иное?
Ведь, посудите сами, якобы проданное оружие никто не видел, а «латвийскую фирму», якобы его купившую, не могут найти «днем с огнем», поскольку латвийские власти отрицают сам факт ее существования. Не слишком ли много фантомов для того, чтобы усомниться в достоверности первых пяти версий?
Действительно, может быть, ничего и никому молдавское Министерство обороны не продавало, и самолет Ил-76 никакого оружия из Молдавии никуда не увозил?
Может быть, напротив, этот транспортный самолет привез какой-то «особый груз» в Молдавию, о котором наши власти по каким-то причинам предпочитают умолчать?
Может быть, этот транспортник, прибывший из охваченной гражданской войной Ливии кого-то или что-то вывез в Молдавию? Ведь, помнится, не так давно Молдавию посещал сын ливийского лидера полковника Каддафи, который с кем-то здесь встречался, о чем-то говорил. Вряд ли он прилетал в Кишинев лишь для того, чтобы посмотреть здесь на «камень Гимпу».
А что, если за «долю малую» (в качестве оплаты услуги) кое-кто в Молдавии решил взять на сохранение валютно-золотой запас Ливии или, на худой конец, обеспечить приют, какому-то важному и очень богатому ливийцу? Возможно, что и самому …?
Странно все это, очень странно. Версий много, а вот какая из них истинная – никто пока с уверенностью сказать не может.