Вашингтон - Выступая на слушаниях, посвященных вопросу его номинирования, в сенатском комитете по международным отношениям Конгресса США, Майкл Макфол, член Комитета по национальной безопасности Обамы и его главный советник по России, также пообещал увеличить американскую поддержку гражданского общества в России, если его кандидатура будет одобрена.
«Я думаю, мы будем привержены нашей политике, иными словами, мы собираемся иметь дело с российскими властями, строя отношения на основе взаимных интересов, и параллельно в то же время мы собираемся иметь дела (и я надеюсь, если меня утвердят, лично принимать в этом участие как посол) и углублять наши связи с российским гражданским обществом», - сказал он.
«И мы не собираемся допускать, чтобы нам говорили что-то похожее на: «Так как вы имеете дело с нами по вопросу Х по правительственным каналам, вы не можете заниматься тем же самым с российским гражданским обществом».
Макфол считается главным архитектором политики «перезагрузки» отношений с Россией, которую начала администрация Обамы, и которая стремится к расширению областей сотрудничества с Москвой, не отказываясь в то же время от американских возражений по другим вопросам, таким как нарушения прав человека или присутствие российских военных на грузинской земле.
Белый дом часто говорит об улучшении отношений с Россией как одном из крупнейших внешнеполитических достижений, главными моментами при этом, по мнению администрации, стали подписание нового Договора СНВ по вопросу о нераспространении ядерного оружия, сотрудничество со стороны России в поддержке возглавляемых США операций в Афганистане и российская поддержка санкций ООН против Ирана.
Но эти успехи были достигнуты при Дмитрии Медведеве, который в прошлом месяце объявил, что он не будет кандидатом на выборах 2012 года, уступив место премьер-министру Владимиру Путину, который уже был президентом в 2000-2008 годах.
Объявление встревожило активистов российского гражданского общества, которые опасаются новый волны жестких действий. Макфол сказал сенаторам, что возвращение Путина в президенты не повлияет на подход Вашингтона к отношениям с Москвой, и предположил, что Белый дом мог бы работать вместе с Конгрессом над вопросом обеспечения большей финансовой поддержки слабого и осажденного гражданского общества страны, «чтобы найти новые пути для поддержки этих людей более напрямую».
47-летний Макфол, который имеет докторскую степень британского Оксфордского университета, преподавал политологию в Стэнфордском университете, прежде чем присоединиться к команде Белого дома в 2009 году. Он считается одним из ведущих американских экспертов по России, и имеет глубокие связи как с властными структурами, так с и с лидерами гражданского общества. Он также работает председателем от США в рабочей группе по гражданскому обществу в составе американо-российской двусторонней президентской комиссии.
Когда Обама предложил 14 сентября его кандидатуру на смену нынешнему послу США в Москве Джону Байерли (John Beyrle), МИД России приветствовал эту новость.
Макфол, как ожидается, будет легко одобрен комитетом по международным отношениям Сената и всем Сенатом, но столкнется с проблемами, когда уже заступит на пост в Москве, и он сам это сегодня признал.
Сотрудничество по вопросу о противоракетной обороне - а эта тема считается потенциальной областью для американо-российского сотрудничества - находится в «тупике», сказал он, из-за российского требования юридических гарантий, что поэтапный адаптивный подход НАТО к ПРО не подорвет возможности России в плане сдерживания.
В противоречие последним комментариям нынешнего посла, Макфол сказал, что он «без оптимизма» смотрит на то, что соглашение по вопросу ПРО может быть достигнуто к следующему саммиту НАТО в мае 2012 года.
«Наша цель, как администрации Обамы, продолжать добиваться прогресса, однако пошагово, постепенно, пока мы приближаемся к саммиту НАТО, да и после него, потому что, как я подозреваю, мы будем работать над этим вопросом не только в ближайшие месяцы, но еще долгие и долгие годы», - сказал он.
Российская заявка на присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО) также подвисла в воздухе, и Макфол повторил, что Белый дом энергично поддерживает вступление России в торговый блок.
«Получить Россию в составе основанного на правилах экономического режима - это было бы хорошо для Соединенных Штатов и хорошо для мировой экономики - и в частности, это сдержит некоторых ненадежных и плохих игроков в России, плохих экономических игроков, и поможет реформаторам в России, которые стремятся видеть Россию более открытой и рыночно ориентированной экономикой», - сказал Макфол.
Москва настаивает на том, что американская поддержка - ключ к ее вступлению, но Макфол также сказал, что он сказал российским чиновникам, что Соединенные Штаты «не продавят Грузию», члена ВТО, которая выступила за то, чтобы блокировать членство России до тех пор, пока она не согласится на международных наблюдателей на границе между странами.
Макфол также представил наиболее ясную картину важности Ирана для двусторонних отношений, назвав этот вопрос «едва ли не самым важным вопросом в американо-российских отношениях, если не самым, то по крайней мере одним из самых важных». Иран «достоин большего внимания, чем какой-либо еще вопрос», - сказал он.
Джеймс Коллинс (James Collins), посол США в России в период с 1997 по 2001 годы, заявил RFE/RL, что Макфол очень хорошо подходит для наблюдения за всем сложным комплексом вопросов в американских отношениях с Москвой.
«Самая большая его сила в том, что он явно ассоциируется с президентом Обамой и его взгляды близки к политике президента в отношении России. Во-вторых, у него есть язык и серьезный опыт работы в России и с русскими. И в-третьих, он хорошо разбирается в вопросах, которые встанут у него на повестке дня, когда он прибудет в Москву, и это должно сделать его весьма эффективным на этом посту», - сказал Коллинс.
«Он знаком большинству представителей руководства в Российской Федерации в настоящий момент, и это значит, что ему не придется много и долго учиться».
Коллинс однако добавил, что помимо вызова, связанного с задачей «сохранения импульса и потенциала перезагрузки» в живом состоянии, Макфол столкнется с трудностями, потому что прибудет в Москву «в год фактического топтания на месте».
«Россия вряд ли посчитает, что это в ее интересах - продвигаться вперед по пути серьезных инициатив, когда они не знают, будет ли человек, с которым они имеют дело - т.е. Обама - работать главой страны еще четыре года», - говорит он.