Европейский Союз приоткрыл свою дверь для Сербии шире, чем, по крайней мере ожидалось в последние дни. Так что Европейский Совет, возможно, уже в декабре или немного позже выдаст Сербии не только «бейджик» кандидата, ведь «страна движется в правильном направлении», но и назначит дату начала переговоров о членстве в ЕС.
И если бы этот шаг не был необычным в практике ЕС, он бы не являл собою прецедент. К этому уже прибегали в случае с Грецией, когда, правда, по политическим причинам, в 1976 году начали с этой страной переговоры, не дождавшись «зеленого света» Еврокомиссии. Нечто подобное произошло и со Словакией в 1999 году.
Такая возможность для нас, конечно, до сих пор остается теоретической.
Еврокомиссия заявила, что достигнут прогресс в европейских реформах практически во всех сферах, но не было сделано достаточно в переговорах между Белградом и Приштиной. Вероятно, до девятого декабря, когда Европейский совет будет принимать решение о предложении ЕК, у Сербии есть два месяца на достижение «прорыва» в этом диалоге, чтобы им были удовлетворены все государства-члены. Решение о присвоении статуса кандидата и начале переговоров должно быть единогласным. Если все будет происходить именно по такому сценарию, Сербия потом столкнется с 35 пунктами, которые должна будет привести в соответствие с европейскими стандартами. Тем не менее, и в этом случае ее 70 раз могут остановить на пути к членству.
Но возможен ли вообще «прорыв» до конца года? Германия и Франция, по словам информированных источников «Политики», согласовывают свои позиции по отношениям между Белградом и Приштиной. А без воли «великих» Сербия вряд ли может рассчитывать на необходимую всеобщую поддержку в этой структуре, где и главы государств и правительств, и председатель Европейской комиссии.
Если оставить в стороне основные причины, очевидные в случае Сербии, надо сказать, что даже политически неподкованные засомневаются, что до конца года, в то время, когда идет избирательная кампания, можно ожидать каких-то существенных шагов в связи с этими переговорами, которые с лета требует ЕС.
Так что хорошо, что упоминая переговоры, Еврокомиссия не сказала, что возможность начать диалог вновь появится со следующим ежегодным докладом о проделанной работе. Это может означать следующее: даже если ничего хорошего для Сербии в декабре не случится и Совет не назначит дату вступления, ЕК может вернуться к теме переговоров и запустить механизм раньше, например, в первой половине следующего года. Для такого шага, конечно, необходим «прогресс».
Если, однако, ничего из этого не выйдет, следует принять во внимание тот факт, что Македония, имея статус кандидата, ждет переговоров с 2005 года. Послужит ли это для сербских властей утешением или насторожит их, в значительной степени зависит от них самих.