Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские «Аллигаторы» поднимаются в небо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Холдинг «Вертолеты России» рассчитывает в будущем стать современным производителем гражданских и военных вертолетов. Однако между российским Министерством обороны и военно-промышленным комплексом в последнее время возникли разногласия.

Холдинг «с» стал первым предприятием российского военно-промышленного комплекса, пытающимся  разместить свои акции на фондовой бирже.

«Аллигатор» пританцовывает в небе над Арсеньевым – небольшим городом на российском Дальнем Востоке. Боевой вертолет Ка-52 с звериным прозвищем «Аллигатор» (по терминологии НАТО Hokum-B) к восторгу собравшихся жителей города демонстрирует свою маневренность и скорость. Авиационное шоу в исполнении Ка-52 является кульминацией юбилейных торжеств вертолетостроительного завода «Прогресс», который в этом года отмечает 75-ю годовщину своего существования.


ФОТОЛЕНТА: Российское вертолетостроение движется вперед

 

Крупный оборонный заказ

«Прогресс» - крупнейший работодатель в этом городе, и конкуренты сильно от него отстают. «Аллигатор» - не просто демонстрационный объект, это также надежда для завода, входящего в холдинг «Вертолеты России», который несколько лет назад собрал под одной крышей конструкторские бюро и производственные базы российской вертолетостроительной отрасли.

В конце августа российское министерство обороны подписало с холдингом «Вертолеты России» давно ожидавшийся контракт. Речь идет о поставке более 140 вертолетов Ка-52 до 2020 года, а общая его стоимость составляет 120 миллиардов рублей (3,5 миллиарда швейцарских франков), отметил, выступая перед журналистами в Арсеньеве, Андрей Реус. Реус является генеральным директором компании «Оборонпром», в которую входит также и холдинг «Вертолеты России». В свою очередь «Оборонпром» является частью государственной корпорации «Ростехнологии». Этот заказ представляет собой часть программы российского правительства, в соответствии с которой в ближайшие десять лет на переоснащение вооруженных сил страны будет направлено 20 000 миллиардов рублей (587 миллиардов швейцарских франков). Таким образом поддержка будет оказаны и российской оборонной отрасли.

Однако между российским Министерством обороны и военно-промышленным комплексом в последнее время возникли разногласия. Предприятия жаловались на медлительность государственных ведомств. Армейское руководство сообщило о том, что Россия намерена закупать и западные технологии. Однако двухместный «Аллигатор», судя по всему, отвечает всем требованиям российского Генерального штаба. Модифицированными корабельными версиями «Аллигатора» или Ка-52 будут оснащаться вертолетоносцы класса «Мистраль», которые Россия закупает у Франции. По мнению генерального директора завода «Прогресс» Юрия Денисенко, уже в 2012 году будет произведен первый «Аллигатор» со складывающимися лопастями.
 
До биржи не долетел

Это предприятие рассчитывает получить заказ на производство 1000 вертолетов для российских военных на период до 2020 года. Такие цифры по крайне мере фигурируют в московском плане закупок. В настоящее время военные изделия в обороте «Прогресса» составляет 70%, но по количественному показателю поставки для гражданской отрасли доходят до 50%. Зависимость от российских оборонных заказов является одновременно и сильной и слабой стороной. Так, например, распределение заказов – и в не последнюю очередь это происходит из-за законодательных ограничений – является для посторонних не очень прозрачным. Таковы были по крайней мере те замечания, которые были высказаны инвесторами несколько месяцев назад во время попытки размещения акций предприятия на фондовой бирже.

Холдинг «Вертолеты России» намеревался стать первым государственным предприятием, получившим капитал на зарубежной бирже. Помимо Москвы рассматривался также Лондон, и запланированная продажа акций должна была принести 500 миллионов долларов. Однако размещение акций на бирже в мае этого года было отменено. В это время некоторые российские предприятия вынуждены были вообще похоронить свои планы первичного размещения (IPO – Initial Public Offering). Причин было несколько. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров считает, что ситуация на рынке была неблагоприятной. У предприятия, по его словам, не было намерения разместить свои акции на бирже любой ценой. Предполагавшаяся цена предприятия составляла от 1,8 миллиарда долларов до 2,4 миллиарда долларов.

Инвесторам было сложно оценивать российских производителей, считает официальный представитель «Прогресса». Такие конкуренты как Bell, Sikorsky, Eurocopter и Augusta Westland также являются составными частями более крупных концернов. Даже в случае существования отдельных сегментов оценка независимого производителя вертолетов представляется достаточно сложной. К этому следует добавить, что холдинг «Вертолеты России» еще не имеет продолжительной истории. Только в прошлом году была завершена его консолидация.

 

Читаем еще: Eurocopter рекламирует свой товар на российском рынке

 

Кроме того, у инвесторов возникли вопросы относительно расходования средств. Представители предприятия заявили, что полученные деньги предполагается направить прежде всего на погашение долгов, а также на покупку активов миноритарных акционеров дочерних предприятий. Говорилась также и о запланированной модернизации оборудования, а также о разработке новых моделей. По сведениям российской газеты «Коммерсант», передать часть средств планировалось материнской компании «Оборонпром», что не понравилось инвесторам. Однако планы размещения на фондовой бирже еще не похоронены. Поэтому IPO будет проведено, как только это позволит сделать ситуация на рынке, отметил Петров. Возможно, это произойдет уже в следующем году.

События вокруг попытки размещения акций на бирже свидетельствуют также о существовании различных менталитетов. С одной стороны, господствует определенная законодательством или унаследованная в плоти и крови  культура, связанная со стремлением из всего делать тайну. Так, например, в цеха, где происходит окончательная сборка вертолетов в Арсеньеве не были допущены иностранные журналисты, тогда как российские представители прессы могли спокойно снимать там на видеокамеру и делать фотографии. С другой стороны, инвесторы требуют большей прозрачности для того, чтобы можно было оценить существующие риски.

Судя по всему, первичное размещение холдинга «Вертолеты России» приобретает черты теста для всей российской оборонной промышленности. У этого предприятия есть преимущество, и оно состоит в том, что большая часть производимой им продукции относится к гражданской отрасли. Большие надежды связаны с легким вертолетом Ми-34С1, который с будущего года будет производиться в Арсеньеве. 70% мирового парка вертолетов составляют легкие машины. Россия пока плохо представлена в этом сегменте рынка. При проектировании новой модели, которая будет также использоваться для спортивного пилотирования, особое внимание было уделено показателям экономичности. Вместе с тем эта модель базируется на старой конструкции, как и многие другие вертолеты, которые планируется производить в ближайшее время.

 

Читать еще: «Вертолеты России» летят на биржу

 

Необходима модернизация

Российский холдинг, который в странах бывшего Советского Союза занимает 84% рынка, а в мире – 13,5%, рассчитывает, помимо получения миллиардных военных заказов, на обновление флота гражданских вертолетов в России, а также на рост спроса в таких быстро развивающихся странах как Китай, Индия и Бразилия. Однако за эти рынки ведется борьба. И для победы в конкурентной борьбе необходима модернизация всех пяти производственных площадок, расположенных в разных частях России, а также разработка совершенно новых моделей. После развала Советского Союза в эту отрасль вкладывалось недостаточно средств.

Российское государство поддерживает холдинг «Вертолеты России» при помощи средств, выделяемых на программы развития, а также при возврате кредитов. Размещение на фондовой бирже позволит привлечь дополнительные средства. Кооперация также является составной частью этой программы. В России уже создано совместное предприятие с британско-итальянской компанией Augusta Westland, на котором будут собираться вертолеты AW139. Петров обосновывает этот шаг тем, что такой модели в линейке производимых концерном вертолетов еще нет. Он считает также, что это позволит получить дополнительный опыт.