Так было во времена Богдана Хмельницкого, гетмана Скоропадского, оранжевый Майдан вместил в свои 100 дней больше, чем помещалось в пяти предшествовавших ему годах… Вот и к середине октября Украина отдалилась от Украины летней не на 10 недель, а на 10 лет. Увы, не вперед, а назад.
Оппозицию в тюрьмы, деньги в офшоры, журналистов – в леса… Осталось назначить министром обороны господина Кузьмука и сбить ракетой очередной пассажирский самолет – и вот вам киевский октябрь 2001 года, как на ладони.
Тем не менее, несмотря на совершенно прозрачную логику событий в духе «тронул – ходи», видимую со времен посадки в тюрьму по совершенно надуманному обвинению экс-министра ВД Юрия Луценко, мне непонятно: зачем подобный расклад нужен самому президенту Януковичу?
Двадцать месяцев тому назад он получил страну на долгих четыре года в свои руки самым легитимным из возможных способов – выиграв почти прозрачные и всеми признанные президентские выборы. Да, страна была расколота: треть голосовала за Януковича, треть – за Тимошенко, треть сидела дома и посмеивалась над теми и другими. Однако, ничего смертельно опасного в таком разделении не было; примерно в таких же пропорциях десятилетиями успешно живет и процветает Германия, да и не мы одни.
На Януковича посыпались невиданные знаки внимания со стороны Запада. Прозападный Ющенко в лучшие свои дни не получал и малой доли того, что досталось его конкуренту и наследнику. Внутриполитический барометр стойко предсказывал донецкой команде «ясно» и не менее уверенно сулил оппозиции «туман и слабую видимость».
И вдруг, словно уколотая наркотиком, донецкая команда начинает крушить и разносить в клочья собственный дом.
Я не могу сказать, кому в окружении президента Януковича выгодно подобное сокрушение. Однако я точно знаю одного человека, кому это вредит больше всех. Этот человек – Виктор Янукович. Сейчас Янукович напоминает мне пассажира международного экспресса, неожиданно решившего, что, разорвав и выбросив свой законно обретенный билет, он доберется до места назначения быстрее и комфортнее.
Впрочем, клочки плацкарты еще не улетели за окно: до утверждения приговора Тимошенко Апелляционным судом у Виктора Януковича остается небольшой шанс избавиться от морока и проснуться в 2011-м, а не в 2001 году.