Предполагаемый убийца Александра Литвиненко заявил, что бывший российский шпион мог совершить самоубийство, воспользовавшись радиоактивным полонием.
Эти комментарии появились после того, как адвокаты вдовы Литвиненко сказали, что хотят провести дознание и выяснить, не стояло ли за этим убийством российское государство. Они признают, что шансы на согласие российского правительства выдать обвиняемого в убийстве Литвиненко бывшего телохранителя из КГБ Андрея Лугового «ничтожно малы».
Читайте еще: Луговой: я никогда не предстану перед британским судом
Это убийство было «должным образом охарактеризовано как акция ядерного терроризма на улицах Лондона», и дознание должно выяснить, было ли это «целенаправленным убийством, совершенным агентом иностранного государства на территории Великобритании», заявил королевский адвокат Литвиненко Бен Эммерсон (Ben Emmerson), выступая на предварительных слушаниях в коронерском суде района Сент-Панкрас.
Он сказал, что 97% полония-210 производится ядерными реакторами в России, однако российское государство «совершенно не справилось со своей обязанностью провести независимое расследование».
«В России этого не произойдет никогда, - добавил Эммерсон. – Для семьи дознавательный судебный процесс, который не изучит вопрос [о причастности государства], станет дознанием, провалившим полное расследование обстоятельств его смерти».
По его словам, это дело «беспрецедентной международной важности», поскольку в последнее время появились утверждения о том, что правительство Британии перестало давить на Россию, дабы нормализовать торговые отношения.
Судья-дознаватель коронерского суда Сент-Панкраса доктор Эндрю Рид (Andrew Reid) согласен с ним и говорит, что может расширить масштабы дознания, включив в него и эти вопросы. Он уже попросил полицию, MI-5 и MI-6 начать расследование.
Луговой, который сегодня является депутатом российского парламента, отказался приехать в Британию, чтобы предстать перед судом по обвинению в убийстве Литвиненко в лондонском отеле в ноябре 2006 года при помощи налитого в чашку с чаем полония. По словам адвоката Лугового, его клиент хочет, чтобы дознание расследовало версию о самоубийстве.
«Масштаб расследования должен быть расширен. Коронер должен иметь возможность и право изучить все относящиеся к делу вопросы, чтобы развеять многочисленные утверждения о причастности Лугового», - заявила в коронерском суде Сент-Панкраса Джессика Саймор (Jessica Simor).
«В частности, дознание должно иметь возможность рассмотреть и все остальные версии, включая смерть от несчастного случая и самоубийство. Мы не согласны с неоспоримым вердиктом в этом деле о незаконном убийстве», - отметила она.
Королевский адвокат российского олигарха и товарища Литвиненко Бориса Березовского Хьюго Кейт (Hugo Keith) назвал эти заявления «удивительными» и «оскорбительными». Он отметил, что коронеру следует подумать, «правильно ли это, когда кто-то использует процесс, чтобы выступать на нем с голословными утверждениями, а сам не хочет предстать перед судом по обвинению в убийстве».
Как заявил Эммерсон, дознание «должно развеять оскорбительные предположения о самоубийстве и причастности британских спецслужб, которые выдвигает Луговой в качестве дымовой завесы, чтобы скрыть за ней свою вину».
За стенами зала суда Литвиненко сказала: «Я ожидала этого, он говорил об этом много раз – не вывозил ли Саша [Литвиненко] что-то очень опасное из России. Не могу сказать, что это не вызывает у меня никаких эмоций, но я рада, что у нас будет развернутое дознание, которое должно изучить все свидетельства и улики, и дойти до правды. И дело не только в моем муже, ведь речь идет о теракте в центре Лондона с использованием очень опасного вещества».
Читайте еще: Россия убила Литвиненко
На вопрос о том, считает ли она Лугового виновным в гибели ее мужа, Литвиненко ответила: «Не хочу говорить, что считаю, но поскольку его имя названо, поскольку против него достаточно улик, его адвокаты должны доказать, что это был не он».
По словам Литвиненко, дознание будет «о полонии, кто его привез, и кто разрешил его привезти».
Королевский адвокат от правительства Нил Грэнхем (Neil Granham) ранее заявлял, что дознание должно ограничиться узким вопросом о том, как умер Литвиненко, избегая при этом «всяких диких и голословных обвинений».
Однако доктор Рид сказал: «Мне кажется, что полиция должна провести предварительное дознание по поставленным передо мной вопросам». Он отметил, что чуть позднее решит, будет ли проводить дознание сам или передаст его судье Высокого суда.
Российский президент Дмитрий Медведев во время сентябрьского визита в Москву премьер-министра Дэвида Кэмерона заявил, что Луговой никогда не будет экстрадирован в Британию.