Берлин – Молчаливая драма, разворачивающаяся в эти недели в Арктике, проходит в основном незамеченной. Между тем ее долговременные последствия намного важнее международного долгового кризиса или падения ливийской диктатуры – новостных сюжетов, которые в первую очередь привлекают сейчас внимание СМИ. Эта северная драма, которую точнее было бы назвать трагедией, - быстрое исчезновение полярной ледяной шапки - определяющей черты Северного ледовитого океана.
В сентябре площадь ледяного покрова в Северном ледовитом океане снизилась до рекордно малого уровня сентября 2007 года – 4,4 миллиона квадратных километров. Это самая маленькая площадь ледяного покрова за все те 40 лет, в течение которых ведутся спутниковые наблюдения. По сравнению с 1970-ми и 1980-ми годами она уменьшилась на 40%.
В 2007 году рекордное сокращение ледяного покрова поразило климатологов, но его сочли флюктуацией. Предполагалось, что в целом площадь льдов сокращается значительно медленнее, а в 2007 году в Арктике просто сложилась необычная ветровая обстановка. Однако в дальнейшем информация, полученная со спутников, доказала, что мы ошибались. В этом году при самой обычной ветровой обстановке мы получили тот же уровень сокращения. Сейчас уже очевидно, что речь идет не только об устойчивом сокращении площади льдов, но о стремительно ускорении его темпов.
Если так будет продолжаться и дальше, то через 10-20 лет мы увидим свободный от льда Северный полюс. Да, это звучит шокирующее. Но у нас есть причины опасаться, что темпы сокращения продолжат расти, и что рано или поздно на обложках журналов появятся сделанные со спутников фотографии океанских вод над полюсом.
Причины эти заключаются в том, что ледяной покров не только сокращается, но и становится тоньше. Его толщину труднее измерить, чем его площадь, которую легко оценить благодаря спутникам. Однако, судя по различным данным, включая измерения, проводившиеся с судов и с воздуха, с 1980-х годов лед стал примерно в два раза тоньше. С точки зрения физики это подтверждается быстрым потеплением, наступающим в Арктике.
Если лед одновременно сокращается и истончается, темпы сокращения сначала должны быть устойчивыми, а потом – ближе к концу – должны нарастать, так как остаток льда становится более тонким и уязвимым для таяния. Я боюсь, что сейчас происходит именно это.
Данные ежегодных оценок показывают, что в 2011 году был достигнут исторический минимум суммарного объема льда в Северном ледовитом океане, рассчитываемого, исходя из площади и толщины ледяного покрова,. Уже сейчас он составляет примерно одну треть от уровня 1980-х годов. Если тенденция последних 20 лет сохранится, и объем льдов продолжит сокращаться даже без увеличения темпа, через 10-15 лет льда в Арктике практически не останется.
Глобальное потепление, вызываемое нашими выбросами парниковых газов, пока идет прежними темпами. 2010 год стал, несмотря на удивительно низкую солнечную активность, стал одним из двух самых жарких лет за всю историю наблюдений. Можно практически с полной уверенностью сказать, что в ближайшие десятилетия потепление – в том числе в Арктике – будет продолжаться. И лед будет продолжать таять.
Еще по теме: Прощай, Арктика – какой мы ее знаем
Исчезновение льдов не только разрушит экосистему Арктики и скажется на многих видах животных, приспособленных для жизни в условиях морских льдов. Она будет иметь серьезные последствия для всех нас. Если Арктика в летние месяцы будет лишаться льда, мы потеряем гигантское зеркало, которое отражает солнечное тепло обратно в космос и помогает охлаждать планету. Потеря льдов ускорит глобальное потепление и исказит погодные условия.
Особенно сильно она должна ускорить потепление в Арктике – и мы это уже наблюдаем. Более того, непропорциональное потепление на Севере уже сейчас сказывается на одном из самых важных компонентов мировой климатической системы – на Гренландском ледяном щите. Если это гигантское ледяное образование растает, уровень моря в мире повысится в среднем примерно на семь метров.
И, по-видимому, этот таяние уже началось. Как показывают данные, опубликованные в этом году НАСА, Гренландский ледяной щит все быстрее теряет массу. И, как показывают мировые данные об уровне приливов, уровень моря действительно подымается.
Чем становится теплее, тем быстрее поднимается море. Если в течение нескольких столетий – со Средних веков – уровень моря был практически постоянным, то в двадцатом веке он начал повышаться в среднем почти на два сантиметра за десять лет. В последние два десятилетия он повышался уже больше, чем на три сантиметра за десять лет.
Хотя предсказать, каким будет в дальнейшем уровень моря трудно, большинство экспертов предполагают, что, если темпы глобального потепления не снизятся, то в ближайшие десятилетия речь может пойти о повышении уровня моря на метры. Это может угрожать самому существованию многих прибрежных городов и целых островных государств. Уже к концу этого столетья уровень моря может стать на метр выше, чем сейчас, если мы быстро и решительно не сократим выбросы парниковых газов.
Таким образом, игнорируя таяние льдов в Арктике, мы сильно рискуем. Это симптом глобального потепления– и серьезный предупредительный сигнал для всех нас.
Штефан Рамшторф - профессор физики океана в Потсдамском университете, заведующий отделом в Потсдамском институте климатических исследований. В прошлом году вышла его новая книга «Климатический кризис» («The Climate Crisis»).