Архангельск, Россия – Огибая этим летом самую северную точку России на своем океанском буксирном судне, капитан Владимир Бозанов видел множество моржей, небольшие стада китов-белух, а на удалении заметил несколько айсбергов.
Но на всем 2300-мильном протяжении своего маршрута по Северному Ледовитому океану, через который капитан Бозанов буксировал промышленную баржу, он ни разу не встретил прочного пакового льда. Еще десять лет тому назад, говорит капитан, пройти по океану и не встретить дрейфующий лед, даже в самые теплые летние месяцы, было исключительной редкостью.
Подробнее: Прощай, Арктика – какой мы ее знаем
Однако, как заявляют ученые-экологи, сегодня у них уже нет сомнений в том, что глобальное потепление приводит к сокращению арктической ледовой шапки, открывая новые морские пути и удлиняя период летней навигации на действующих прибрежных маршрутах. И какими бы зловещими последствиями ни грозили парниковые газы, компании в России и в других странах арктического региона видят в этой беспросветности свой луч надежды, находя новые возможности для бизнеса и торговли.
Больше всего от этого могут выиграть нефтяные компании, поскольку уменьшающаяся полярная шапка льда освобождает все новые морские пространства для поисково-разведочных работ. Нефтяной гигант Exxon Mobil недавно подписал масштабное соглашение, предусматривающее проведение буровых работ в российском секторе Северного Ледовитого океана. Но судоходные, горнодобывающие и рыболовные компании также начинают бросать свои взгляды все дальше на север.
«Это парадокс, что новые возможности открываются для наших стран как раз в тот момент, когда мы начинаем осознавать неминуемую угрозу углеродных выбросов», - заявил недавно президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон (Olafur Ragnar Grimsson), выступая на конференции по судоходству в Северном Ледовитом океане, которая проходила в российском портовом городе Архангельске, находящемся неподалеку от Северного полярного круга.
На этом же форуме российский премьер-министр Владимир Путин полностью одобрил новые бизнес-проекты на тающем севере.
«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, - сказал он. - Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы».
Этим летом, которое стало одним из самых теплых за всю историю наблюдений в Арктике, танкер с грузом газоконденсата установил рекорд скорости, пройдя по маршруту через Северный Ледовитый океан за шесть с половиной дней. Предыдущий рекорд составлял восемь дней.
Как отмечают ученые, за последние десять лет средний размер полярного ледового покрова в сентябре, когда он сокращается до минимума, составил всего две трети от среднестатистического показателя за два предыдущих десятилетия. Изучающая Арктику норвежская организация Arctic Monitoring and Assessment Program прогнозирует, что через 30-40 лет весь Северный Ледовитый океан в летнее время будет освобождаться ото льда.
Подробнее: Потепление в Арктике открывает легендарный морской путь
И вот уже началась разработка бизнес-планов, чтобы извлечь выгоду из изменений, происходящих в этой части нашей планеты, которая на протяжении большей части истории морского судоходства чаще всего запоминалась последними записями в вахтенных журналах и дневниках исследователей, таких как англичанин Хью Виллоуби (Hugh Willoughby). Он погиб вместе со своим экипажем в 1553 году, пытаясь провести корабль по короткому пути из Европы в Азию, который известен как Северо-Восточный проход, или Северный морской путь.
Русские уже сто лет водят суда по Северному морскому пути, проходя вблизи берега. В 1991 году, когда распался Советский Союз, они открыли его для международного судоходства. Но лишь недавно компании начали приходить к выводу о рентабельности данного маршрута, поскольку уменьшающаяся в размерах полярная ледовая шапка открывает пути дальше и дальше от берега, позволяя все более крупным и современным судам с большей осадкой совершать там плавание. В результате сокращается время в пути и экономится топливо.
В 2009 году два первых иностранных грузовых судна прошли по этому пути севернее России из Европы в Азию. В этом году переход совершили уже 18 судов, обнаружив, что море почти полностью свободно ото льда.
Одно из таких путешествий стало увлекательным морским круизом по красивейшим местам Северного морского пути с пунктом отправления в Мурманске и конечной точкой маршрута в российском портовом городе Анадыре, расположенном на берегу Берингова моря напротив Аляски. «Круиз дал возможность посетить такие достопримечательности, как брошенные российские полярные станции», - пишет в своей рекламной литературе австралийский туроператор Aurora Expeditions.
На некоторых маршрутах проводка судов севернее России может сегодня конкурировать с проходом из Европы в Азию через Суэцкий канал. Например, маршрут из Роттердама в японскую Иокогаму по Северному морскому пути на 4450 миль короче, чем пользующийся сегодня предпочтением путь через Суэц, о чем сообщает российское Министерство транспорта. (Конечно, Северному морскому пути еще далеко до Суэцкого канала, по которому ежегодно проходит до 18000 судов.)
Но главное предназначение судоходства в Северном Ледовитом океане – обеспечение и снабжение тех предприятий и отраслей, которые устремляются все дальше на север, о чем говорили участники конференции в Архангельске. А это прежде всего горнодобывающие и нефтяные компании.
Еще по теме: Богатства Арктики влекут геологоразведчиков
Норвежская судоходная компания Tschudi купила и вдохнула новую жизнь в заброшенный железный рудник на севере Норвегии, чтобы поставлять руду в Китай через Северный морской путь. Плавание в китайский Ляьюньган в 2010 году заняло 21 день, в то время как на морской переход через Суэцкий канал обычно уходит 37 дней. По оценкам руководителей Tschudi, они сэкономили на одном переходе 300 000 долларов.
«Очень мало людей из судоходной отрасли знают об этом маршруте», - сказал в интервью глава компании Феликс Чуди (Felix Tschudi).
Российская компания «Норильский никель» может теперь отправлять свои металлы через Северный Ледовитый океан, не фрахтуя ледоколы, как она делала в прошлом. Она экономит на этом миллионы рублей для своих акционеров. Работающая на северо-западе Аляски свинцово-цинковая шахта Red Dog перевозит свою руду через Берингов пролив, который сегодня не так плотно забит паковым льдом, как в прошлые десятилетия.
Московское представительство Citigroup назвало пятерку российских компаний, которые выгадают от глобального потепления на севере, где температура поднимается в два раза быстрее, чем в среднем во всем мире.
Кроме «Норильского никеля» оно называет государственную судоходную компанию «Совкомфлот», а также две крупнейшие в России газодобывающие компании – «Газпром» и «НОВАТЭК». Пятая компания – «Роснефть», которая создала совместное предприятие с Exxon Mobil для ведения буровых работ в Карском море, входящем в российский сектор Северного Ледовитого океана. Россия переоснащает военный судостроительный завод под Архангельском, который строил атомные подводные лодки для советского военно-морского флота, чтобы на его базе производить ледостойкие буровые платформы для добычи нефти и газа.
Для международного рыболовства целью является так называемая «дырка от пончика» в Северном Ледовитом океане. Это миллионы квадратных миль в центре океана, находящиеся за пределами 200-мильных исключительных экономических зон прибрежных государств. До 2000 года эта «дырка от пончика» круглый год находилась под ледовой толщей. Сейчас же значительная ее часть к северу от Аляски и Восточной Сибири летом обычно освобождается ото льда.
Подробнее: Азиатский гигант присматривается к нашим «золотым» морским путям
Появилось так много голодных южных стран, ведущих лов в открывшейся для судов «дырке от пончика», что фонд защиты природы Pew Environment Group в своем недавнем докладе предупредил о возможном сокращении популяции трески в Северном Ледовитом океане, если для этого региона не будет принят новый набор правил и норм.
Между тем, поскольку плавающие льдины по-прежнему создают угрозу судоходству даже на открытых морских путях, власти США, России и Норвегии изучают возможности по переоборудованию портов по обе стороны Северного морского пути, чтобы перевозить контейнеры не на обычных грузовых судах, а на судах ледового класса, которые будут бороздить воды Северного Ледовитого океана, доставляя грузы в Азию, Канаду, на западное побережье США и в Европу.
В рамках этого плана безнадежно далекие на сегодня порты, такие как Киркенес в Норвегии и Адак на Аляске, к югу от Берингова пролива, могут превратиться в деятельные логистические центры арктического судоходства.
Вице-губернатор Аляски Мед Тредвелл (Mead Treadwell) был в числе участников российской конференции. Он отметил, что через Берингов пролив в прошлом году было перевезено товаров почти на 1 миллиард долларов. «К нам идут корабли», - сказал он.