Вена – Россия опасается, что доклад ООН, который, как ожидается, должен усилить подозрения относительно иранских ядерных амбиций, может подорвать инициативу Москвы в оказании помощи в разрешении ядерного спора с Тегераном, заявили в среду дипломатические источники.
Российская озабоченность по поводу времени выхода доклада ООН, который должен быть обнародован в следующем месяце, контрастирует с надеждами западных стран на то, что документ укрепит их позицию по усилению давления на исламское государство в отношении его ядерной программы.
Подробности: Глава МАГАТЭ намерен опубликовать новые данные по Ирану
Западные державы опасаются, что Иран использует свою ядерную программу для разработки ядерного оружия. Иран заявляет, что ему нужно обогащать уран для планируемой сети атомных электростанций.
Российская озабоченность может быть признаком разногласий среди шести ведущих государств, вовлеченных в процесс поиска дипломатического решения ядерного вопроса – Соединенных Штатов, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии – по вопросу о том, какой подход к иранскому вопросу будет наилучшим.
Россия, которая имеет коммерческие и другие связи с Ираном, предложила вариант пошаговых дипломатических усилий ради разрядки и снижения накала противостояния с Ираном, но западные дипломаты прохладно отреагировали на этот план.
Всех волнует вопрос: Сможет ли Россия вернуть Иран за стол переговоров?
Москва и Пекин поддержали четыре раунда санкций ООН по Ирану с 2006 года в связи с его отказом приостановить вызывающую озабоченность деятельность в ядерной области, которая могла иметь как гражданское, так и военное назначение.
Но они раскритиковали Соединенные Штаты и Европейский Союз в прошлом году за принятие дополнительных односторонних шагов против крупного производителя нефти, и сейчас нет уверенности в том, поддержат ли они какие-либо новые западные санкции в ООН.
«Я думаю, это маловероятно, что Россия и Китай согласятся на новый раунд наносящих вред Ирану санкций, прежде чем переговорам не будет дан еще один шанс», - говорит Али Ваэз (Ali Vaez) из вашингтонского исследовательского центра Федерация американских ученых (Federation of American Scientists).
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), наблюдательный орган ООН, должно, как ожидается, в своем докладе детально разъяснить, почему оно заявило в прошлом месяце, что оно становится «все более озабочено тем», что Иран может стремиться к разработке ядерных ракет.
Российский план
Дипломаты говорят, что генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано (Yukiya Amano) может не решиться ясно объявить, уверен ли он, что Иран работает над программой создания ядерного оружия, или нет, как того хотели бы от него западные противники Тегерана.
«Мы думаем, что у МАГАТЭ есть много информации, которая могла бы позволить агентству прийти к четким выводам по вопросу о возможном военном измерении ядерной программы Ирана», - сказал один из западных чиновников.
Венские дипломаты подчеркивают, что доклад пока продолжает составляться экспертами МАГАТЭ, и формулировки в нем еще могут претерпеть изменения.
Два дипломата заявили, что они уверены в том, что Россия озабочена тем, что если документ будет составлен в сильных выражениях, то это приведет к дальнейшему омрачению ситуации и накалению атмосферы отношений с Ираном, и тем самым негативно скажется на шансах Москвы успешно реализовать свой дипломатический план.
Они предположили, что Россия больше озабочена временем опубликования документа, нежели его содержанием.
Еще по теме: Выведет ли российская ядерная инициатива Иран из тупика
Российская миссия в Вене была недоступна для оперативных комментариев.
С тех пор, как переговоры между державами и Ираном встали в январе, Россия выступала за поэтапный план, в рамках которого Тегеран будет развеивать опасения, связанные с тем, что он, возможно, стремится к обладанию ядерным оружием, а его за это будут вознаграждать смягчением санкций.
Предложение, описанное российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в июле в Вашингтоне, призвано оживить переговоры, чтобы отмести подозрения в том, что Иран стремится к получению ядерного оружия.
Переговоры между Ираном и шестью странами в Женеве в декабре и в Стамбуле в январе не смогли добиться прогресса в вопросе обуздания иранской ядерной программы.
Иран заявил, что он готов к возобновлению дискуссий, но настаивает на том, чтобы другие страны признали за ним право на обогащение урана, и это является серьезным камнем преткновения, особенно для западных дипломатов, которые считают это неприемлемым предварительным условием.
Западные дипломаты высказывают сомнения в способности российского плана снять давнюю остроту вопроса, и также отмечают, что Тегеран еще не дал четкого ответа Москве.
«Российское предложение, кажется, не получит одобрения. Я не вижу никаких подвижек по ядерному вопросу», - заявил высокопоставленный дипломат в Тегеране.