Летом 1982 году в сети КГБ попал молодой диссидент, которого звали Глеб Павловский. Сейчас мы знаем, что решение об уничтожении сети диссидентов было принято несколькими годами ранее. Прежде всего, наиболее известных отпустили на запад, затем евреев в Израиль, после чего начали последовательно притеснять более мелких деятелей, оставшихся в Советском Союзе.
В отличие от миллионов единомышленников, Павловский не пропал в этой черной дыре, где общество нового светлого завтра строили с помощью рабского труда. К власти пришел Михаил Горбачев, архипелаг тюремных лагерей начали рушить и в 1985 году к Рождеству Павловский вернулся из внутреннего заточения назад в Москву.
Он вошел в мир политики, служил сначала Горбачеву, затем перешел в лагерь Ельцина, оттуда в кампанию Путина и, наконец, с начала 2008 года действовал как доверенное лицо и советник президента Дмитрия Медведева.
Павловский обрел известность как «политтехнолог». Такое звание стали использовать после того, как он проводил переизбрание Бориса Ельцина. В канун кампании у Ельцина была 5-процентная поддержка, в то время как кандидата коммунистов Геннадия Зюганова поддерживали 40% избирателей. Павловский заставил россиян поверить, что избрание Зюганова доведет Россию до голода и гражданской войны.
Учение Павловского
Возникло учение Павловского, согласно которому у находящегося у власти вождя нет альтернативы. Народ поймет это, если народ запугать плохими последствиями смены власти и усилить страх с помощью СМИ. Дело будет сделано – заимствуя любимую фразу премьер-министра Путина – и не загоняя людям иголки под ногти. После 2003 года в России больше не было полновластной демократической альтернативы.
Народ учили правильно пользоваться достижениями своего времени: из страны читателей газет сделали государство телезомби. Вдохновленное интернетом меньшинство нацеливали на верное использование «netti», или учили понимать, что интернет – это средство усиления противоречий и анонимных вспышек гнева.
Читайте также: Медведев защищает план по рокировке с Путиным
Все это и многое иное следует из обширного биографического интервью, которое Павловский дал в начале года и которое веб-издание Eurozine опубликовало под заголовком «The politics of no alternatives» (в эстонском журнале «Викеркаар (Vikerkaar) №6/2011 под заголовком «Политика недостатков альтернатив или как действует власть в России).
Бьют Финляндию
Помня об учении Павловского, я посмотрел, что в России было в сентябре опубликовано о Финляндии. Соседнему народу говорили, что Финляндия по русофобству второе государство в мире. Общество Финляндии тоталитарное. Детей забирают у матерей и в десятимесячном возрасте отдают под опеку государству.
Павел Астахов продолжил обращать внимание широкой общественности на крестовые походы против измученных в Финляндии русских и их детей – новым коньком стал случай с Кларой Ситковой-Тойвонен (11 октября суд города Тампере приговорил пенсионерку, гражданку России Ситкову-Тойвонен к 2 месяцам условно и к выплате внуку Виктору Богданову за «моральный ущерб» в 3000 евро за то, что она вывезла в Санкт-Петербург своего внука - гражданина России, которого отдали в приют и хотели передать финской семье – прим. перевод.).
Финляндия содержит сайт чеченских террористов, хотя суд в России объявил его незаконным. В восточной Финляндии по расистским убеждениям взламывают купленные русскими дома.
Ультра-националистическая партия «Истинные финны» выступает против устранения пехотных мин близ границы с Россией и требует запретить продажу недвижимости русским. В партию входит секретное вооруженное националистическое объединение Suomen Sisu.
В интервью у Павловского спросили, не означает ли конец политики безальтернативности, если на президентских выборах в России появились две явных альтернативы. «Медведев не хочет еще четыре года продолжать в том же духе. И Путин этого не хочет. Но будет еще более странным, если он станет президентом, а премьер-министром станет Медведев. Это будет уже сюрреализм», - выпалил Павловский.
27 апреля Кремль сообщил, что Павловский освобожден от всех обязанностей, так как он высказывал неподобающие мнения о выборах президента. Весной лишь немногие поняли, в чем дело. Теперь знаем мы все. Павловский не воспринял всерьез свое собственное учение: в России Путину альтернативы нет.
Ярмо Мякела (Jarmo Mäkelä) - редактор иностранных новостей портала телерадиовещания Финляндии YLE
Перевод: Хейно Сарап