Отношения между Россией и Грузией оставались практически неизменными со времен войны между двумя странами в 2008 году. Грядущие смены руководства в Южной Осетии и в России могут послужить катализаторами для перемен в российско-грузинских отношениях, но одно событие, кажется, препятствует любому потенциальному вооруженному конфликту: Зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи в России. Россия хочет использовать Олимпиаду как демонстрацию своей силы и сделала безопасность в Сочи наивысшим приоритетом. Близость города к Северному Кавказу означает, что Россия будет воздерживаться от любых действий, которые могут привести к проблемам с безопасностью, включая военные действия против Грузии.
Анализ
Со времен российско-грузинской войны августа 2008 года и последующего наращивания российского военного присутствия в мятежных грузинских регионах - Абхазии и Южной Осетии - отношения между Москвой и Тбилиси оставались по большей части постоянными. Россия поддерживала свою позицию относительной силы в отношении Грузии и установила режим своего военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии, построив и там и там базы, и разместив на каждой из них по полторы тысячи военнослужащих. Россия также не видела необходимости продвигать свои силы дальше в Грузию; ее войска в нескольких милях от Тбилиси, но упреждающее продвижение к грузинской столице могло привести к своего рода войне на истощение или вызвать жесткую реакцию со стороны Запада. Между тем, Грузии не удалось получить того рода поддержку, которой она хотела добиться от НАТО и от других своих западных союзников. Сейчас она не ближе к членству в НАТО, чем она была три года назад, и кроме того Тбилиси сталкивается с фактическим эмбарго на поставки оружия с Запада - результат того, что Соединенные Штаты сконцентрировались на Ближнем Востоке и Южной Азии, а также того, что США и НАТО зависят от России в плане своей войны в Афганистане.
Взгляд из Грузии: Независимость Южной Осетии и Абхазии: цена вопроса
Хотя ситуация в Грузии три года оставалась фактически в замороженном состоянии, на горизонте могут появиться перемены в связи с грядущими выборами в Южной Осетии и в России, которые могут послужить катализаторами этих самых перемен. Однако обстоятельства в целом вряд ли изменятся до Зимних Олимпийских игр 2014 года в российском Сочи.
В последнее время Москва дала понять, что она может рассмотреть возможность поглощения отколовшейся территории в лице Южной Осетии. Одним из признаков этого является предложение поддерживаемого Кремлем Народного фронта, южноосетинского политического движения, что если по каким бы то ни было причинам легитимное избрание нового лидера в Южной Осетии окажется невозможным, тогда «искусственная граница между Северной и Южной Осетиями должна быть убрана, и юг должен присоединиться к северу», который является частью России.
Несколько событий могут способствовать реальному запуску этого процесса. Первое - это президентские выборы в Южной Осетии, назначенные на 13 ноября. Выборы будут неоднозначными, потому что независимость Южной Осетии, которую она провозгласила вместе с Абхазией вскоре после августовской войны 2008 года, была признана только Россией, Никарагуа, Венесуэлой и группой штатов Микронезии, в то время как грузинское руководство продолжает настаивать на том, что эта территория принадлежит Грузии и просто оккупирована. Более того, действующий президент Южной Осетии Эдуард Кокойты уже отработал два срока на своем посту и не будет избираться, а Центральная избирательная комиссия отказалась зарегистрировать кандидатом представителя оппозиции Джамбулата Тедеева, предположительно в пользу предпочитаемого самим Кокойты (и Москвой) кандидата - министра по чрезвычайным ситуациям Южной Осетии Анатолия Бибилова. Действия комиссии вызвали протесты, в которых участвовали несколько сотен человек (некоторые из которых предположительно были вооружены) в столице Южной Осетии городе Цхинвали в конце сентября и начале октября. Если будут какие-то осложнения с этими выборами, Россия может решить использовать это как предлог и объединить две Осетии.
Это совпадает с переменами и в руководстве в России, где парламентские выборы пройдут в декабре, а президентские - в марте 2012 года. Как отмечал Stratfor, решение российского премьер-министра Владимира Путина вновь выдвигать свою кандидатуру на президентский пост во многом основывалось на глобальном восприятии, и его ожидаемое возвращение будет сопровождаться более напористой и самоуверенной российской внешней политикой. Российский президент Дмитрий Медведев, который вскоре может занять нынешнее место Путина в роли премьер-министра, заявил, что хотя нет никаких предпосылок для объединения двух Осетий сейчас, в конце концов это будет зависеть от желания Северной и Южной Осетий вершить свою судьбу сообща. Источники Stratfor в Грузии заявили, что это заставляет предполагать, что Кремль продолжает рассматривать аннексию Южной Осетии в качестве одной из возможностей.
Любая крупная перетряска в регионе, вероятно, будет ограничена поглощением Южной Осетии Россией (которое, де факто, уже состоялось), но при этом любой вооруженный конфликт в ближайшей перспективе будет исключен. Однако одно мероприятие, которое должно пройти в долгосрочной перспективе, может внести значительные изменения в уравнение. Это мероприятие - Зимняя Олимпиада 2014 года.
Подробности: Террор на Северном Кавказе угрожает Олимпиаде в Сочи
Россия рассматривает Олимпиаду-2014 как шанс продемонстрировать миру свою важность и свой статус. Москва поэтому активно вкладывает средства в Сочи, который до последнего времени был черноморским курортом с населением в триста тысяч человек. Россия - вместе с многочисленными иностранными компаниями, с которыми она заключила контракты - создает инфраструктуру и делает огромные вливания в экономический рост и усиление безопасности региона. Близость Сочи к беспокойному Северному Кавказу сделала вопрос безопасности в городе и в регионе в целом высшим приоритетом Москвы в преддверии Олимпиады. Тем самым, получается, что это в российских интересах - ограничить любые крупные провокации в области безопасности в регионе, включая военную агрессию по отношению к Грузии, чтобы избежать вероятности поставить под угрозу все важное мероприятие.
Абхазия, еще одна территория, которая откололась от Грузии после войны 2008 года, извлекла серьезную выгоду из инвестиций, дождем проливающихся на Сочи в преддверии Олимпиады, так как она граничит с российским регионом, где расположен Сочи. Абхазская экономика выросла в результате инвестиций, и есть признаки того, что этот экономический рост может способствовать большей напористости абхазского руководства после Олимпиады. Этот фактор, в сочетании с недостатком мотиваций у России предотвращать крупные инциденты в области безопасности в регионе после Олимпиады, может обернуться настоящей дестабилизацией того тупикового состояния, которое наблюдается в отношениях между РФ и Грузией, и может сделать постолимпиадный период в регионе особенно динамичным.