Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы с политикой «перезагрузки» Обамы

© коллаж ИноСМИОбама и Макфол
Обама и Макфол
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Сенатский комитет по иностранным делам США начал слушания по вопросу утверждения кандидатуры Майкла Макфола, выдвинутого на должность посла США в России.

На прошлой неделе Сенатский комитет по иностранным делам США начал слушания по вопросу утверждения кандидатуры Майкла Макфола, выдвинутого на должность посла США в России.

В докладе Макфола о российско-американских отношениях раскрываются стороны неумелой международной стратегии администрации Обамы, а также недостатки политики президента в отношении России.

Макфол является разработчиком получившей широкий резонанс «перезагрузки» российско-американских отношений. Для администрации Обамы «перезагрузка» стала  еще одной главой в доктрине «управления из тени», которую Колин Дуек, исследователь внешней политики и профессор университета Джорджа Мейсона, назвал «политикой приспособления».

 

Подробности: Эксперты о после Макфоле

 

Полагают, что Макфол несколько раз помогал президенту Обаме избежать излишне слабых, примиренческих решений (например, по сообщениям, Макфол убедил Обаму не подписывать соглашение, которое обязывало НАТО не направлять систему противоракетной обороны на Россию). Однако, в целом поддержка Макфолом спорной идеи о том, что диалог на высоком уровне способен разрешить основные проблемы столкновения национальных интересов, как это было подчеркнуто на слушании, вызывает беспокойство по поводу ущерба, который нанесла политика Обамы в отношении России.

Суть в том, что дипломатия «управления из тени» Обамы обернулась провалом – не только в России и Евразии, но также и на Ближнем Востоке. Как пишет Дуек, несмотря на попытки Обамы их задобрить, Россия и Китай «не перестают смотреть на Соединенные Штаты под руководством Обамы как на стратегическую угрозу их престижу и целостности». Чрезмерный упор на «мягкую» власть привел к возникновению образа слабости и нерешительности, которым стремятся воспользоваться другие.

В своей речи на слушании Макфол отметил достижения «перезагрузки» - ведение переговоров по транзитному маршруту американских войск в Афганистан, отмена долгосрочного торгового договора на поставки зенитного оружия S-300 между Ираном и Россией и многие другие – и назвал их успехом. Однако заявление, что эти достижения являются непосредственным результатом нового стиля дипломатических отношений с Россией, можно назвать преувеличением. Как пишет Дэвид Крамер, президент организации Freedom House, «[Россия] сотрудничает с нами по этим стратегическим вопросам [Ирана, Северной Кореи и Афганистана], потому что это в ее собственных интересах, а не потому что они хотят оказать нам услугу».

 

Еще по теме: Макфол и утверждение в Сенате

 

В отличие от России, администрация Обамы решила пойти на компромиссы относительно некоторых аспектов национальных интересов США с целью достичь того, что президент Обама считает своими приоритетами, например, доведение до конца ядерного разоружения. Соединенные Штаты закрывают глаза на нарушения прав человека и упадок демократии в России для того, чтобы достичь соглашений по другим вопросам.

Как заметил эксперт фонда Heritage Ариэль Коэн, перезагрузка «требует огромных затрат  ради весьма скромных результатов» - затрат, на которые Обама готов пойти.

С практической точки зрения подобная политика кажется проблематичной, поскольку в рамках «перезагрузки» много времени было потрачено на выстраивание отношений с президентом Дмитрием Медведевым. Его недавнее заявление о том, что он уступит свое место Путину в приближающихся президентских выборах, подтверждает, что администрация Обамы совершила грубейшую ошибку, не признав, что реальная политическая власть в стране принадлежит Путину. Попытки Макфола сделать ставку на Медведева могут иметь негативные последствия, если Путин вернется в Кремль в марте следующего года.

Возможно, Майкл Макфол имеет четкое видение внешнеполитических целей и рисков США. Он долго рассуждает о значении демократии и содействии развитию прав человека за рубежом, что является ключевыми вопросами в отношениях России и США. К сожалению, реальные результаты политики Обамы-Макфола характеризуют эту стратегию как неэффективную и поистине губительную. Идеалистические рассуждения вряд ли найдут отклик в России, стране циничных реалистов, особенно сейчас, когда геополитический мачо Путин собирается в марте следующего года добавить президентский пост к своему образу «национального лидера».

Соединенным Штатам необходим такой посол в Москве, который был бы способен четко выражать американские интересы и убеждения и который был бы готов оказывать эффективное давление на Кремль, когда это необходимо.