Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Давайте восстановим пионерское движение

пионеры
пионеры
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как привить латышским школьникам патриотизм? При сохранении идеологии «латышской Латвии» - никак, а так - конечно же, путем воссоздания пионерской организации, считает доктор педагогических наук Валерий Бухвалов.

Недавно довелось участвовать в одной интересной дискуссии о проблемах воспитания патриотизма у школьников и молодежи. То, что наше государство, мягко говоря, не пользуется всеобщей любовью, ни для кого секретом не является.

Не является также тайной беспомощность чиновников от образования в деле организации патриотического воспитания учащейся молодежи. И проблема здесь вовсе не в недостатке финансирования или недоработках учителей, как считали многие участники дискуссии. Проблемы здесь совсем другие и решить их при сохранении идеологии «латышской Латвии» не представляется возможным.

Для облегчения понимания сути основных проблем патриотического воспитания вспомним такой важный элемент советской системы патриотического воспитания, как пионерское движение. В каждой советской школе были пионерские организации, в которые принимали уже в четвертом-пятом классах. Сегодня о советских пионерах официальная пропаганда вспоминает лишь в негативных тонах. А зря, многим нынешним политикам и чиновникам следовало бы очень внимательно изучить опыт пионерской работы, особенно тем, кто не жил в советское время, или был слишком мал, чтобы понимать происходящее.

Пионерские организации были вторым элементом, после октябрят, в системе непрерывного патриотического воспитания молодежи. Пионерские отряды и дружины не были идеологическими организациями, потому что основное внимание в их работе было направлено не на изучение марксизма-ленинизма, а на воспитание личности в коллективе. Педагогические основы такого воспитания были разработаны А.С. Макаренко, как методика коллективных творческих дел. Позднее, работами В.А. Сухомлинского эта методика была модернизирована и получила название гуманная педагогика.

В чем заключалась сущность пионерской работы? Вовсе не в проведении пионерских собраний памяти В.И. Ленина, как это подают некоторые слабоумные критики советской эпохи. Такие собрания проводились раз в году, накануне памятной даты. Основу работы пионерских организаций классов и школ составляли коллективные творческие дела, направленные на формирование у детей нравственности, милосердия и бескорыстного служения Родине.

Каждую осень, будучи пионерами, мы принимали участие в культурно-оздоровительных походах, сборе макулатуры и металлолома, субботниках на Братских кладбищах. В начале зимы мы приступали к делам тимуровским, помогая одиноким пожилым людям по домашнему хозяйству. Прежде чем приступать к делу, мы планировали и обсуждали на классных и пионерских собраниях предстоящие мероприятия, договаривались о сотрудничестве и взаимопомощи.


Читайте также: Крах пионерской империи

 

Именно сотрудничество и взаимопомощь были главными факторами воспитания, которые делали нас личностями. Но стать личностью на собрании невозможно, нужны конкретные дела, выполняя которые мы приобретали социальный опыт. Надо отдать должное советской школе, таких дел было великое множество. Уже в ноябре начиналась подготовка к военно-спортивным играм «Зарница» (4-6 классы) и «Орленок» (7-8 классы). Игры начинались в конце ноября и продолжались до весны. В процессе этих игр мы сплачивались как команды, учились помогать друг другу.

В зимний период мы проводили пионерские сборы, посвященные юбилейным датам исторических событий, Великой Отечественной войны, памяти выдающихся деятелей русской и советской культуры. В те уже далекие времена мы проводили сборы по обсуждению фильмов и книг о войне, революции, достижениях в космосе, науке и технике. Читали все, читали много, чтение развивало нас очень сильно.

Весна всегда проходила под знаком подготовки к празднованию Дня Победы. В школы приглашали ветеранов войны, проводились торжественные сборы и линейки, посвященные памяти отдельных сражений и событий военного периода. И снова субботники на Братских кладбищах, походы по местам освобождения города от фашизма, тимуровские акции помощи пожилым и инвалидам, вечера памяти, беседы и встречи.

Советская система имела свои недостатки, но в целом это была работающая, интересная и результативная система патриотического воспитания, главным девизом которой был «Пионер – всем ребятам пример». Нам постоянно внушали, что человек только тогда становится личностью, когда у него появляются чувства долга и совести. Страна многое делает для тебя, ты получаешь бесплатное образование, медицинскую помощь, работу, жилье. Но и ты должен стране - учиться, служить в армии, работать, вести моральный образ жизни, помогать тем, кто нуждается в помощи. С детства, годами, системно закладывались основы патриотического отношения к своей Родине.

Сегодня в школах нет детских организаций, есть клубы по интересам, которые посещают единицы. У нас нет научной концепции воспитания патриотизма у детей, каждая школа делает в этом плане то, что считает нужным. Говоря о днях сегодняшних, следует отметить главное – у нас нет и непрерывной системы патриотического воспитания, пускай и бледной копии советской. Так отдельные элементы, качество которых ниже среднего. Почему? Потому что до сих пор нет объединяющей идеологии патриотизма. Идеология латышского национализма под тухлым соусом программы интеграции не может быть таковой. Не дает эффекта преподавание христианской этики или просто этики в наших школах, если в обществе культивируется агрессивный эгоизм.

Уже много лет власти пытаются навязать школам извращенную историю XX века, что по сути дела является не историей, а грубой формой пропаганды латышского национал-радикализма. Пока эти потуги будут продолжаться, не будет в наших школах системы патриотического воспитания и латвийское государство не будет ценностью для молодежи.

Не сомневаюсь в том, что нам нужно восстановить в школах детские организации, нет не пионерские, хотя ничего плохого в слове «пионер» нет. Это должны быть организации, в которых коллективное воспитание будет важнейшим условием формирования личностей детей, добрые и милосердные дела станут приоритетными в их деятельности. Мы должны создать новую систему культурных и исторических ценностей, одинаково приемлемых для всех наций, проживающих в Латвии, и на основе этой системы воспитывать патриотизм у наших детей.

Не бывает стабильного общества без серьезной патриотической работы в школах. Не деньги делают человека счастливым и даже не их количество, а сознание того, что ты уважаем и нужен, что рядом с тобой семья, товарищи, которые тебе помогут, но и ты должен им помогать. Чувства долга и совести должны быть основой патриотизма. Любить родину ребенок будет только тогда, когда он увидит, что и родина его любит и создает все условия для его полноценной жизни. Советские пионеры любили свою родину, чего не скажешь о современных школьниках...