Европейский Союз обратился к Грузии с призывом ослабить свое сопротивление России, подавшей заявку на вступление в Всемирную Торговую Организацию, предупредив, что завершается длительный период усилий по введению Москвы в этот круг единомышленников.
Карел де Гюхт (Karel de Gucht), торговый комиссар Евросоюза, сделал заявление, что Евросоюз и Россия разрешили спор по автомобильным запчастям, и каких-либо значительных проблем в связи с вступлением Москвы в ВТО больше нет.
Россия – последняя экономически развитая страна, не входящая в состав ВТО, и Евросоюз и США полны решимости принять ее в этот клуб, чтобы получить законодательную основу для взаимодействия с этой страной, столь часто оказывающейся непредсказуемым торговым партнером.
Все стороны надеются заключить, наконец, соглашение во время декабрьской встречи стран-членов ВТО на уровне министров, что прозвучало бы праздничной нотой, столь редкой сегодня, когда перспективы Доха-раунда многосторонних торговых переговоров остаются мрачными и во всем мире появляются признаки нарастания протекционизма.
Грузия со своим упорным противодействием этому остается, однако, последним сложным препятствием; она опирается на правила вступления в ВТО, в соответствии с которыми необходимо, чтобы все члены этой организации дали свое согласие на вступление в ее состав новой страны. Возражения Тбилиси коренятся в ее непрекращающейся после войны 2008 года с Россией враждебности по отношению к этой стране.
Подробности: Россия и Грузия – переговоры о ВТО
Усилия Швейцарии как посредника урегулирования данного спора пока что не смогли обеспечить значительных успехов. После неофициальных переговоров на прошлой неделе на вторник планируется встреча сторон, которая может оказаться решающей.
Европейские дипломаты опасаются, что политический импульс к заключению сделки может ослабнуть в связи с предполагаемым возвращением в будущем году на пост президента Владимира Путина. Путин издавна относился к ВТО неоднозначно, и по его инициативе был организован альтернативный региональный таможенный союз, в который, вместе с Россией, вошли Белоруссия, Казахстан и Украина.
«Сейчас остается очень мало времени для достижения двустороннего соглашения между Грузией и Россией. Я призываю обе стороны продолжить свои усилия по нахождению решения в духе компромисса», - заявил г-н де Гюхт (De Gucht), предлагая помощь Евросоюза в разрешении этой тупиковой проблемы.
В своих комментариях, которые, как полагают, предназначены для Грузии, Паскаль Лами (Pascal Lamy), генеральный директор ВТО, в пятницу заявил, что членам этой организации не следует «сохранять блокаду ради своего удовольствия» и что они должны предпринять добросовестные усилия по преодолению разногласий.
По мнению некоторых дипломатов, США и ряд европейских правительств также уговаривали Грузию неофициально.
Как считают дипломатические источники, для принятия России в ВТО до конца этого года сторонам необходимо к середине ноября завершить переговоры.
По-прежнему предстоит разрешить проблему Южной Осетии и Абхазии, двух отделившихся территорий Грузии. Москва признала обе эти территории независимыми государствами, что привело в 2008 году к военному конфликту с Грузией; впрочем, ее примеру последовали весьма немногие страны.
Сергей Капанадзе (Sergi Kapanadze), министр иностранных дел Грузии, в четверг – когда грузинско-российские переговоры потерпели очередную неудачу в последний раз – заявил, что основным условием, которое выставляет Тбилиси, является присутствие международных наблюдателей на границе Южной Осетии и Абхазии с Россией. Грузия заявляет, что уже идет на компромисс, не настаивая на требовании, чтобы на этих границах присутствовали сотрудники грузинской таможенной службы.
Ранее Евросоюз заявил, что его переговоры с Россией будут завершены лишь позднее, с учетом возникновения новых осложнений, которые заставили многих европейских дипломатов пересмотреть свое мнение об истинных намерениях Москвы.
В ноябре прошлого года г-н де Гюхт и Игорь Шувалов, заместитель премьер-министра России, заявили о достижении всеобъемлющего соглашения. Однако позднее Москва вызвала недоумение у официальных представителей Евросоюза, предложив в феврале новые меры, которые бы вынудили европейские автомобильные компании, производящие автомобили в России, увеличить долю компонентов, закупаемых на внутреннем рынке.
Европейские официальные лица также по-прежнему предъявляют жалобы в отношении российских санитарных и здравоохранительных стандартов, которые они считают произвольными и избирательными.