Новости последней недели создают впечатление, что нынешнее руководство Украины сделало свой геополитический выбор. Он засвидетельствован и на уровне заявлений, и в конкретных шагах. Пока вице-премьер Тигипко грозился Европе «переориентацией на Таможенный союз», глава Кабмина Азаров в Петербурге стал участником «прорыва» по вопросу зоны свободной торговли в пределах СНГ. Настоящее соглашение существует с 1994 года, но из-за позиции России, которая настаивала на удобных для себя исключениях из общего режима, она фактически бездействовала . И вот участники диалога зафиксировали «прогресс», который, правда, практически состоит в согласии других сторон с позицией РФ (в обмен на обещание «как-нибудь потом» пересмотреть эти исключения). В частности, в них (на которые не распространяется режим свободной торговли) попали сахар, нефть и газ. Эти условия тяжело назвать удобными для Украины, но Азаров призвал с пониманием отнестись... к позиции Москвы. Ведь, как он уверил, ЗСТ с СНГ для нас, оказывается, не менее важна, чем с ЕС. Если такой вектор будет продлен, руководству Украины, возможно, придется вдумывать подобные объяснения и для следующих стадий интеграции в российское пространство. Причем произойти это может даже вопреки желанию украинских вельмож.
Все идет по плану?
Резкий и холодный тон, который с недавнего времени избрал Виктор Янукович в общении с западными СМИ, должен был подчеркнуть решительность содержания объявленных заявлений. И ознаменовал начало нового этапа в деятельности нынешней украинской власти, которая напоминает разворот в сторону РФ. Обозреватели заговорили о победе «ястребов» и «российского лобби» (к которым причисляют группу Дмитрия Фирташа: глава Администрации президента Сергей Левочкин, глава СБУ Валерий Хорошковский и их союзники в исполнительной власти), о том, что Януковича якобы «подставляют», или он сам ведет себя и государство в ловушку.
Однако причины настолько непонятного, на первый взгляд, поведения можно постичь, если упомянуть о природе силы, которая ныне руководит Украиной. Сохранение власти - альфа и омега действий нынешнего руководства. Этому подчинены все шаги как внутри страны, так и вовне. Под таким углом зрения события последних полутора лет хорошо объединяются между собой. Пользуясь недостатком придирчивого внимания Запада, который ожидал «реформ, осуществленных консолидированной властью», вельможи провели монополизацию властных структур. Дабы создать механизмы давления на неуступчивое российское руководство, которое отказывается снижать цену на газ, началась фаза активной имитации интеграции в ЕС (тем более что последняя в самом деле удобная бизнесовому крылу власти). А параллельно завели дела против оппозиционеров и, в частности, «личного врага», иррациональный страх перед которым, наверное, уходит корнями еще в 2004-й, - Юлии Тимошенко. Пока Европа раскачивалась, пока формулировала возмущенные заявления по поводу избирательного судопроизводства, дело Тимошенко было доведено до ареста, приговора и заключения. А когда гнев обманутых («Похоже, нас водили за нос!» - заявил высокопоставленный западный дипломат в комментарии The Wall Street Journal) европейцев и американцев стал материализоваться в перенесенных встречах и отложенных соглашениях с Киевом, началось демонстративное сближение с Россией.
Читайте также: Кого предпочтет Украина - сочувствующую Россию или демократическую Европу?
Похоже, отправным пунктом для нынешней фазы - «сотрудничества с традиционным стратегическим партнером» - стала встреча Януковича с Путиным и Медведевым в Завидово в конце сентября. Стороны вполне могли достичь приемлемого формата решения политических и экономических проблем - с выгодой для руководства обеих стран. Вместе с тем остаются «манки» и для Запада. Согласившись с российской версией соглашения о ЗСТ в пределах СНГ, Азаров тут же провозгласил следующей целью ЗСТ с ЕС. Вероятно, поддерживать эту линию украинская власть собирается, рисуя Европе фантомы «угрожающей чрезмерной интеграции с Россией». Дескать, не дадите ЗСТ - пойдем в Таможенный союз, а там и в ОДКБ (оборонительный блок в пределах СНГ во главе с Россией).
Разница в мышлении
Этот подход казался бы логичным и даже понятным (с точки зрения регионалов), если бы и заграничные партнеры, и силы внутри Украины вели себя по схемам, которых от них ожидают Янукович и К.° Проблема в том, что такое метание из стороны в сторону не средство многоразового использования. Леонид Кучма в свое время ощутил, что означает изоляция со стороны Запада. Чтобы ее преодолеть, пришлось послать войска в Ирак. А власть Януковича еще больше зависит от позиции большого («олигархического») бизнеса, чем это было при Кучме. Тот, по крайней мере, мог маневрировать между центрами влияния, а нынешний президент прямо связан с «капитанами индустрии», заинтересованными в сотрудничестве с Западом. Борис Колесников (партнер Рината Ахметова), например, высказался в пользу закупки западных двигателей для украинских самолетов, чем вызвал негодование своего коллеги Вячеслава Богуслаева. Ведь такая позиция, дескать, не вяжется ни с «защитой национального производителя», ни с «поддержкой своих». А это столпы, на которых держатся регионалы. Логика экономической выгоды от сотрудничества с ЕС вступает в разногласия с их традиционными подходами.
Впрочем, если руководство страны может, по крайней мере, надеяться и дальше «водить за нос» Запад, ему будет намного труднее делать это с россиянами. Проблема в том, что кремлевское руководство имеет «сверхзадачу» - сохранение обычных методов управления своей страной и удовлетворение вместе с тем геополитических амбиций. Поскольку такая доктрина не может опираться на настоящую модернизацию и интенсивное использование ресурсов и технологий, путь, который остается, - экспансия. В частности, это означает получение ресурсов от соседей. Такой горизонт куда более широк, чем банальное сохранение себя при власти, чего добивается руководство Украины. Затем российская верхушка может просчитывать ситуацию на несколько ходов дальше и «загонять» в нужном направлении своих «партнеров». Например, Белокаменная уже четко дала понять: сделанных Януковичем и К° ритуальных движений лояльности недостаточно, чтобы изменить условия поставок газа. Переговоры продолжаются на уровне Нафтогаза и Газпрома, но конкретный прогресс, похоже, будет достигнут лишь в случае принципиального и безвозвратного шага Киева. Например, вступления в Таможенный союз или объединение нефтегазовых комплексов. А без этого придется, как уже признает украинская власть, повышать тарифы на голубое топливо для населения.
Повторение пройденного?
Линия поведения власти имеет и серьезные внутренние проблемы. Неудачи в социальной политике и вынужденные «непопулярные» шаги уже привели к обвалу рейтинга Януковича и К°. Конечно, пока оппозиция не сможет преодолеть собственных проблем, это не создает непосредственной угрозы власти. Скорее всего разочарованные не примут участия в выборах, чем создаст дополнительные возможности для манипуляций и фальсификаций, особенно если учитывать «особенности» избирательного законодательства, которое подготовили регионалы.
Читайте также: Украина - дилемма Запада
Но это не решает проблем власти - только обостряет их. Ведь избранная стратегия ведет к тому, что накануне выборов-2012 могут соединиться факторы, которые уже один раз совпадали - накануне Оранжевой революции.
Во-первых, Украина все же не Россия. Украинцы много раз доказывали способность на протест, если задевали непосредственно их интересы: благосостояние, важные права, возможность жить со своего дела. В этом смысле нынешнее руководство просто уникально в смысле создания проблем - от социальных провалов до постановления относительно обмена валют только по паспорту.
Во-вторых, кроме неудовольствия людей вообще социальными проблемами (на фоне роскошества власти), все большее негодование выказывает бизнес. И вдобавок не только малый и средний, а и большой. Последний сильнее страдает от попыток взять экономику под тотальный контроль, в частности, методом подминания вельможами «под себя» прибыльных предприятий. А Оранжевевую революцию недаром еще называют «бунтом миллионеров против миллиардеров».
В-третьих, движение «под Россию» будет требовать символических отступлений, например в вопросах языка. Власть слабо понимает значение национальных чувств - посему легко будет «сдавать» эти вопросы. А они являются важными для достаточно большого количества граждан; в 2004-м обещание «двух языков» со стороны Януковича для многих становилась аргументом, чтобы выйти на митинги.
Но даже если протестов удастся избежать, нынешний курс власти остается опасным. Для поддержки пусть минимальной лояльности и народа, и собственной «вертикали» у власти не имеется ресурсов (в отличие от той же РФ). Продолжая репрессии и не осуществляя реформ, напрасно надеяться на содействие Запада. Москва «за помощь» фактически требует рассчитываться суверенитетом. Путин об этом говорит прямо: мы просто так ни за кого не будем платить. Начав торговлю суверенитетом, украинская власть остановиться уже не сможет, так как каждый такой шаг будет означать усиление зависимости от России (ее энергоносителей, рынков, решений наднациональных органов и т.п.). Вплоть до полного перехода Украины под внешний контроль. А это будет означать конец и государства, и власти, которая к этому привела.
Перевод: Антон Ефремов