30 октября в Киргизии пройдут первые президентские выборы с момента революции, которая произошла в апреле 2010 года. Многие проблемы, приведшие к перевороту (и этническим конфликтам в конце июня того же года), обусловлены геополитическими основами. Среда безопасности в Киргизии изменилась после этнических конфликтов, никаких крупных инцидентов, похожих на революцию, или последовавших столкновений, не произошло. Однако из-за геополитических факторов, вызвавших те события, очередной переворот вполне возможен. Кто бы не одержал победу на выборах, ему придется встретиться лицом к лицу с неотъемлемыми трудностями управления Киргизией.
Киргизия играет ключевую роль в войне в Афганистане, так как является единственной страной в мире, на территории которой располагаются и американская, и российская военные базы. Хоть расположение страны и делает ее стратегически важной, география делает Киргизию политически и социально нестабильной. Страна географически и политически разделена на южный и северный регионы, что делает ее склонной к нестабильности. Почти что полностью горная территория страны усиливает этническое и политическое напряжение, которое может выражаться в виде протестов и беспорядков, а сложные границы страны облегчают проникновение насилия и приход повстанцев из соседних стран.
Протесты в Киргизии стали результатом разочарования населения в правительстве и традиции выражения общественного мнения посредством митингов. Традиция продолжилась из-за слабости исполнительной власти государства, что отличает страну от других стран Центральной Азии, и служб безопасности. Секретные службы Киргизии менее вездесущи, чем в других странах, например, Узбекистане. Перед революцией 2010 года проходили массовые акции протеста, а в 2006 году в стране прошла «революция тюльпанов», которая привела к власти Курманбека Бакиева.
Протесты в стране не кончились беспорядками 2010 года. Регулярные акции протеста проходили в нескольких регионах на севере и на юге. Шестого сентября около 100 жителей города Бишкека провели протест у здания киргизского правительства, требуя регистрации их собственности, создания удобств и инфраструктуры. Третьего октября около 400 протестующих перекрыли трассу в южном регионе и потребовали немедленного освобождения четырех местных полицейских, арестованных в связи со смертью местного узбека с российским гражданством. Тогда, 18 октября, около 200 протестующих заблокировали трассу Ош-Бишкек на юге страны и потребовали освобождения полицейских. Это не единственные события, произошедшие со времен беспорядков 2010 года, и, несмотря на то, что это не масштабные акции, полноценные протесты возможны в связи с уровнем нестабильности в стране.
Этническое напряжение также представляет проблему для страны, особенно вдоль границ и в Ферганской долине, где встречаются границы Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Иосиф Сталин выработал подобные границы с тем, чтобы постоянно нагнетать этническое напряжение и держать регион разрозненным, не допуская его объединения и совместного выступления против Москвы. Данный вопрос остается актуальным по сей день. Эти конфликты представляют большую проблему для Киргизии, особенно в южных городах Ош и Джалал-Абад. Узбекская и киргизская молодежь столкнулись в борьбе в Оше 18 июля, и, несмотря на то, что столкновения не были такими жестокими, как беспорядки 20 июня, возможно, что в преддверии выборов подобные этнические столкновения могут стать более жестокими.
Проблема воинственной атмосферы в стране очень комплексная, так как в ней задействованы несколько факторов. Во-первых, в Киргизии есть исламские повстанцы, оставшиеся от Исламского движения Узбекистана или от Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, которые были крайне активными в регионе в конце 90-х и начале 2000-х годов. Многие из них были уничтожены во время прихода США в Афганистан, так как США стали все больше вовлечены в борьбу с региональными сепаратистами. Некоторые из них выжили, и существуют признаки того, что они явно планируют возвращение.
Во-вторых, существует угроза возможного перетекания деятельности сепаратистов из соседних стран, что становится более вероятным, учитывая скорый вывод американских сил из Афганистана. Правительство Киргизии использует угрозу сепаратистов вдоль границ для того, чтобы привлечь внимание крупных стран, вроде США или России.
В-третьих, некоторые правительственные операции, направленные на борьбу с сепаратистами на юге страны, могут быть направлены на этнических узбеков, так как районы проживания узбеков постоянно подвергаются обыскам. Лишь 10 октября около десяти человек, подозреваемых в планировании сепаратистских операций, были задержаны на юге страны.
Кто бы ни победил на выборах президента Киргизии, ему придется заняться этими проблемами, определенными геополитическими реалиями страны.