Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия предсказывает конец режима Чавеса

© REUTERS/Jorge SilvaУго Чавес
Уго Чавес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские эксперты в области внешней политики, близкие к правительственным кругам, высказывают обеспокоенность в связи с политическим будущим Венесуэлы. Экономист и эксперт-международник Бальдомеро Васкес излагает свою точку зрения по данному вопросу.

Судя по сообщениям, поступившим из России за последние недели, близкие к правительственным кругам эксперты в области внешней политики высказывают растущую обеспокоенность в связи с политическим будущим Венесуэлы. Экономист, университетский преподаватель и эксперт-международник Бальдомеро Васкес излагает свою точку зрения по данному вопросу.

Перед тем, как начать – говорит он – необходимо уяснить для себя основополагающий принцип той внешней политики, которую Россия проводит в жизнь спустя 20 лет после распада СССР. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, посвятивший всю жизнь дипломатической карьере, формулирует его следующим образом: «Россия видит свою задачу в том, чтобы оставаться одним из стабилизирующих факторов мирового развития».

Из этой задачи вытекают следующие цели: «создать справедливый и демократический мировой порядок», обеспечить «главенство международного права при центральной роли ООН», а также «необходимость обеспечить благоприятные внешние условия для модернизации страны».

 

Еще по теме: Москва перед дилеммой модернизации

 

Руководствуясь именно этими ориентирами, свободными, конечно, от всяких идеологических наслоений, Россия развивает отношения с Венесуэлой и другими странами, ставя при этом во главу угла свои собственные интересы. Именно в силу этого, в последнее время различные российские научные центры, занимающиеся проработкой вопросов внешней политики, как, например, Институт Латинской Америки, Центр политической конъюнктуры и Фонд национальной энергетической безопасности, высказали свою обеспокоенность обстановкой в Венесуэле в 2012 году.

Корреспондент:  Великие державы всегда внимательно отслеживают сценарии событий, которые могут произойти в странах, с которыми они подписывают договоренности, соглашения и т.д.  Нечто подобное наблюдается и в российско-венесуэльских отношениях?
Бальдомеро Васкес:
Хотя Россия и не обладает таким весом, как США и Китай, тем не менее, она также оказывает серьезное влияние на мировые события и вытраивает свою политику на долгосрочную перспективу. Их интересы в нашей стране объясняют столь пристальное внимание к нам вышеупомянутых российских научных центров.

Они знают, что «в следующем году в Венесуэле должны состояться президентские выборы» и рассматривают наиболее вероятные сценарии развития событий.

- Предупреждения этих экспертов означают, что главный приоритет для России – это сохранение своих экономических интересов. Так же они поступили в отношении Ливии. Такую же позицию занимает и Китай. Как, по Вашему мнению, будут развиваться отношения с Венесуэлой?
- В том, что касается защиты своих интересов, случай Ливии является знаковым. Именно после того, как Национальный переходный совет (НПС) признал действительными все соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанные с режимом Каддафи, Россия признала НПС в качестве законного правительства Ливии. Так же поступил и Китай. Получив подтверждение на осуществление проектов общей стоимостью 18 миллиардов долларов, он заявил о признании НПС. Не должно быть никаких сомнений относительно того, что Россия прежде всего заинтересована в продолжении торгово-экономического сотрудничества. Это явствует из предупреждения, сделанного заместителем директора Института Латинской Америки Владимиром Сударевым правительству своей страны: «Подписанные Россией соглашения могут оказаться под угрозой в случае смены режима в Венесуэле».

- Как Вы считаете, оправдана ли обеспокоенность российской стороны?
- Соглашения с Россией охватывают такие области как военно-техническое сотрудничество, нефть, газ, транспорт, сельское хозяйство. Россия беспокоится, что в случае прихода оппозиции к власти, она может их аннулировать. Но, как мне представляется, эксперты рассчитывали и на то, что их мнение будет услышано венесуэльской оппозицией. Когда Сударев заявляет: «Если в Каракасе к власти придут здравомыслящие люди, вряд ли они начнут рушить все подряд». Думаю, что таким образом он посылает недвусмысленный сигнал венесуэльской оппозиции.

 

Еще по теме: Российско-венесуэльский капитал

 

Многомиллионные инвестиции

- Располагаете ли Вы какими-либо конкретными или приблизительными данными об объеме российских инвестиций и общей сумме заключенных соглашений?

- Если судить по сообщениям российской печати, объемы капиталовложений составляют: кредит в четыре миллиарда долларов (из которых 2 миллиарда должны быть использованы в 2012 году, и еще 2 миллиарда – в 2013 г.), кредит на 6,5 миллиардов долларов для строительства инфраструктуры транслатиноамериканского газопровода; увеличение до 4 миллиардов долларов капитала Российско-венесуэльского банка, основанного в 2009 году. 12 миллиардов на освоение нефтяных месторождений в нефтеносном бассейне реки Ориноко. Эти капиталовложения должны быть освоены в течение 40 лет. Нет данных по объему капиталовложений в электростанцию, которую планирует построить российская компания ИНТЕР РАО ЕЭС, а также по кредитам, выделяемым на приобретение сельскохозяйственной техники. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов выступает против этих многомиллионных капиталовложений в Венесуэлу, приводя следующий политический аргумент: «Россия умудряется выбирать в качестве партнеров наиболее одиозные режиме, вследствие чего принимает на себя огромный политический риск».


Подробности: Чавес просит у России $4 млрд на оружие

 

- Вы считаете, что российские эксперты уже проанализировали возможность того, что Уго Чавес проиграет президентские выборы следующего года или не сможет в дальнейшем управлять страной из-за проблем со здоровьем?
- Мне представляется, что главная цель прогнозов российских экспертов заключается в том, чтобы призвать свое правительство самым серьезным образом задуматься над тем сценарием развития событий, который они считают вполне вероятным, а именно, что оппозиция выиграет выборы в октябре 2012 года. Что касается другой части Вашего вопроса, то отвечу дословной выдержкой из справки, составленной вышеупомянутыми экспертами: «Состояние здоровья венесуэльского президента Уго Чавеса, который правит страной уже почти 13 лет, ухудшилось», на основании чего делают вывод о вероятных изменениях в политической панораме Венесуэлы.

 

Еще по теме: Чавес вернулся в Венесуэлу и нацелен на дальнейшую борьбу

 

Контакты с оппозицией

- Вы считает возможным, что, приняв к сведению высказанные соображения, российская сторона предпримет шаги по установлению более тесных контактов с демократическими силами страны, в первую очередь с Фронтом демократического единства (Mesa de la Unidad Democrática) и его кандидатами на первичных выборах?

- В течение всего нашего интервью я был заинтересован в том, чтобы граждане Венесуэлы узнали мнение российских экспертов о положении в нашей стране. Я считаю, что не должно остаться неуслышанным послание сотрудника Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, который утверждает: «Сейчас очень важно придти к соглашению венесуэльским правящим классом и возможными преемниками Чавеса на посту президента».

-  Какую позицию должны будут занять Фронт демократического единства и избранный кандидат от оппозиции по отношению к России?

- Давайте посмотрим на недавние действия Россия в качестве мирового игрока. Она поддержала санкции ООН в отношении Ирана; не наложила вето на резолюцию Совета Безопасности о вмешательстве в ливийский конфликт, чем дала добро на свержение диктатора Каддафи; ее посреднические усилия в Сирии получили одобрение оппозиции, выступающей против кровавого режима Башара аль-Асада, а в запутанном палестино-израильском конфликте она проявила позитивную сдержанность. А Чавес, между тем, воспринимает Россию так, как будто речь идет об СССР. Он отстал на десятилетия. Там уже ни один из ученых мужей не использует ярлык «американский империализм» применительно к США. Новый президент Венесуэлы не должен допускать подобных ошибок. Ему следует выстраивать отношения с Россией исходя из того, что она из себя представляет и что делает. Нужно смотреть на нее не сквозь призму прошлого, холодной войны, а создавать прозрачные отношения, которые будут соответствовать нашим собственным интересам.