Киев – Недавний визит российского премьер-министра Владимира Путина в Пекин последовал за раскрытием информации о поимке китайского шпиона и продемонстрировал признаки того, что Россия сейчас превращается в младшего партнера в отношениях с Китаем, при том, что становится все меньше областей сотрудничества или согласия в двусторонних отношениях, отмечают аналитики в Москве и Пекине.
Российская озабоченность относительно Китая началась со спада в сфере торговли оружием. Начиная с 1990-х годов Россия вела оживленную торговлю с Китаем, продавая оружие и оборонные технологии, во времена, когда она отчаянно нуждалась в доходах.
Истребители «Сухой» Су-27СК и Су-30МКК, надводные боевые корабли и эффективные противовоздушные и противоракетные системы С-300 производства фирмы «Алмаз-Антей», продаваемые в Пекин, обеспечивали Москве ощутимый приток денег. Однако в последние годы закупки Пекина снизились, ограничиваясь лишь несколькими специализированными технологиями – в основном, двигателями для истребителей, вертолетами и системами ПВО.
«Это единственные остающиеся системы, которые китайцы еще не смогли незаконным образом скопировать», - отмечает московский аналитик, который проводит консультации с политиками, принимающими решения в области национальной оборонной промышленности, в России и ЕС. Сейчас г-н Путин хочет четко дать понять, что оборонные технологии у России Китай должен покупать, а не воровать, говорит аналитик.
Словно пытаясь направить дополнительное послание, прямо перед визитом г-на Путина российские власти арестовали живущего в Москве уроженца Китая по имени Тунь Шеньюнь (Tun Shenyun). Г-н Тунь был назван шпионом Министерства государственной безопасности Китая, работающим под прикрытием в качестве переводчика, сопровождающего приезжающие с визитами китайские делегации.
Подробности: Почему русские заговорили о китайском шпионаже?
Министерство государственной безопасности является огромным китайским институтом, занимающимся иностранной разведкой, внутренним наблюдением, кибератаками и промышленным шпионажем, которое сегодня действует гораздо более глубоко, всеобъемлюще и агрессивно, чем работодатель г-на Путина советских времен, КГБ.
По признанию Китайской коммунистической партии и чиновников министерства, число агентов МГБ, действующих за границей, которым поручено либо воровать ценную информацию по оборонным технологиям, либо отслеживать и преследовать китайских диссидентов, которые покинули страну, насчитывает десятки тысяч.
Г-н Тунь был обвинен в попытке «приобрести секретные документы по комплексам С-300 у российских граждан», согласно сообщению Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Эта попытка, как говорит московский аналитик, «объясняется настойчивым желанием Китая попытаться найти разницу между системами, которые используют российские вооруженные силы, и теми же системами, правда с меньшими возможностями, которые продаются в экспортном варианте в Пекин».
Опытный инженер, занимающийся конструированием радаров в Киеве, знакомый с версией С-300, продаваемой в Китай, заявил в интервью, что «китайские С-300 не ограничены в том плане, в котором мы обыкновенно привыкли думать о различиях между отечественной моделью и моделью на экспорт – модели для Китая скорее представляют собой урезанный, укороченный вариант, за счет чего есть значительные ограничения в дальности стрельбы и размерах зоны поражения».
Подробности: Китай учится и крадет у России
Случай с г-ном Тунем – а также еще один случай, в котором фигурирует продажа секретных документов китайским офицерам разведки персоналом одного из российских крупных оборонных институтов, базирующегося в Санкт-Петербурге Государственного технического университета «Военмех» - лишь в последнее время нашли свое освещение в российской прессе. Однако же сами аресты произошли больше года назад, что заставляет предполагать, что время раскрытия этой информации было выбрано преднамеренно.
«Путин, будучи сам бывшим офицером КГБ, хочет использовать эти шпионские дела, чтобы направить Китаю послание о том, что Россия недовольна Китаем, - заявил один московский аналитик. - Ему не нравятся эти попытки воровства российских оборонных технологий. Ему не нравятся незаконные пиратские копии российских истребителей, которые строит Китай, и ему не нравится то, что никак не получается договориться с Китаем о продаже ему природного газа из России, при том, что таковая договоренность уже давно ожидается».
Россия сейчас говорит, что смотрит на Китай как на «партнера по модернизации», однако что это означает, точно не ясно. Дипломаты НАТО и другие западные наблюдатели говорят, что они поражены расплывчатым характером того, к чему относится вся эта предположительно новая российско-китайская инициатива.
«Модернизировать? Но модернизировать что?» - спросил один из дипломатом, наблюдавший за тем, как разворачивался визит в Пекине.
Кажется, Россия хочет добиться помощи от Китая в плане высокотехнологичных инвестиций, потому что Москва не может позволить себе высокие затраты на промышленное оборудование для трансформации своей промышленности. В прошлом два государства стремились к двустороннему обмену модернизационными ноу-хау.
Китай сейчас лидирует в области технологического продвижения и научно-технического прогресса, в то время как более 70% российского экспорта в Китай составляет сырье, в том числе редкоземельные металлы, лес и бумажная продукция.
Машиностроительное оборудование и другие обрабатывающие машины составляют лишь 5% экспорта. Для сравнения, более 50% экспорта Китая в Россию – это продукция промышленного производства.
«Причину такого дисбаланса найти легко, - говорит российский отраслевой аналитик, участвовавший в выставке оборонных технологий в Пекине. - О той степени государственной поддержки, которую получает китайская промышленность, и скорости, с которой они внедряют инновации, можно только мечтать».
За последние пять лет Пекин осуществил просто «космического» уровня и объема инвестиции в инновации, построив 126 «научных городков».
Россия собирается построить один: Сколково, комплекс близ Москвы, подаваемый как российский аналог калифорнийской Кремниевой долины.
Эксперты говорят, что проблематичное партнерство, вероятно, еще более ухудшится. Последний отчет Стокгольмского института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute – SIPRI) прогнозирует, что объем оборонного экспорта в Китай продолжит снижаться, а уровень недоверия между двумя странами будет расти.
Еще по теме: Во взаимоотношениях России и Китая слишком много препятствий
«И в Пекине, и в Москве имеются стратегические планировщики, которые рассматривают другую сторону как в высшей степени представляющую стратегическую угрозу для другой стороны в долгосрочной перспективе, - говорится в заключение в отчете. - В обеих странах стратегические планировщики предупреждают, что нынешнее соперничество может накалиться, превратившись в более ясно выраженное и острое, тем самым подорвав само понятие стратегического партнерства».