Человеку по своей натуре свойственно не верить в перспективу какой-то неприятности пока не стало понятно, что она неизбежная или вот-вот свершится.
Только этим обстоятельством объясняются стоны и крики, вызванные заявлением Путина о своем намерении баллотироваться в президенты в следующем году. Многие комментаторы уже давно признают возможным такой исход событий, но, тем не менее, почему-то все только сейчас почувствовали, что наступил переломный момент в истории современной России.
А при этом вариантов всегда было маловато. Российскую демократию выхолостили (да и в какой-то степени она выхолостила сама себя) еще при Ельцине, который позаботился о том, чтобы у его соперников не было шансов прийти во власть, тем же нейтрализовав политическую среду для своего помазанника. Но тогда, в 90-х годах, хоть было, кого нейтрализовать. Как говорит повествователь в романе Пелевина «Чапаев и пустота», рассказывая о винно-водочной лавке под Пушкинской площадью, «Ассортимент был большой, но какой-то второсортный, как на выборах».
Да – выбор второсортный, но все-таки он был. А сейчас российская демократия больше напоминает немецкую сеть супермаркетов Aldi: вроде бы знакомые марки при близком рассмотрении оказываются не то что подделками, но рассчитанными на покупателей, которых легко введет в заблуждение сходство с более дорогими версиями аутентичного производителя.
Например, «Справедливая Россия» вроде бы является аналогом какой-то европейской социал-демократической партии, но сходство только кажущееся, так как она, в сущности, является кремлевской креатурой и при всех благих намерениях в конечном итоге против власти не пойдет. Даже самый радикальный вариант – «Движение против Нелегальной Иммиграции» - представляет собой опасность не для правящей элиты, а для тех, кто имел несчастье родиться с неславянской внешностью. А вся политическая философия сводится к тому, что, если бить и выгонять всех нерусских, то все будут жить лучше или, по крайней мере, одинаково плохо.
Постольку поскольку любая настоящая оппозиционная деятельность теперь приравнивается в России к крамоле, политическое инакомыслие ушло в подполье и существует в движениях – о полноценных партиях речи быть не может – вроде объединения «Другая Россия». Это симпатичные, благомыслящие люди, но даже если бы ОМОНовцы не разгоняли все их митинги, сложно поверить, чтобы они могли бы оказать влияние на глобальную ситуацию.
Нет яркой личности, способной увлечь за собой народ. Симпатичны ли мне, например, Шевчук или Лимонов? Да, как личности, и в том плане, что они правильно ставят диагнозы проблемам современной России и умеют красноречиво излагать свое мнение. Но окажись имя кого-то из них на избирательном бюллетене, проголосовал бы я за того или другого? Скорее всего, нет. Нравственный вес у них определенно есть, а вот политического – недостаточно.
И самое ужасное в том, что такая ситуация многих не беспокоит и даже устраивает. Народ, конечно, негодует о низком уровне жизни, об отсутствии материальных благ, о том, что решение ни одной инстанции не обходится без взятки и так далее. Но в большинстве случаев обстановка действует на простых людей только так, что, увидев, как чиновники, гаишники и милиционеры зарабатывают откатом, взятками и всем прочим, они хотят добиться только того, чтобы этим доходом делились и с ними.
О бунте, хочется думать, речи быть не может. Временами, наверное, серьезные предпосылки для него были – как, например, в конце 2008 года, когда всемирный экономический кризис стал давать о себе знать и в моногородах люди начали голодать. Но на моей памяти митинги, на которых стал выливаться народный гнев, провоцировались проблемами чисто местного характера (беру пример наугад – запрет на ввоз машин с правым рулем в Приморском краю).
Это свидетельствует о фаталистическом отношении к происходящему – вплоть до полной пассивности - на всех уровнях. Простой народ винит в своих бедах ту власть, с которой непосредственно имеет дело, а не глобальную обстановку, так как он лишен того мировоззрения, которое позволяет это видеть (это все равно, что смотреть 3D-фильм без наличия очков с красно-зелеными линзами). А интеллигенция ездит за границу, но отмахивается от идеи внедрять в российскую жизнь понравившееся на Западе (за исключением материального, или чисто на домашнем уровне), мол, это у них-то можно, а у нас не получится. А теперь мыслящие люди собрались вообще «сваливать» из страны. Как сказал мне в августе один московский друг: «Фраза «Пора уезжать» все чаще на устах у людей».
А вот это, пожалуй, больше всего заставляет отчаиваться. В России у меня всегда вызывало одновременно уныние и недоумение не столько то, что должностные лица берут взятки, а сколько то, что все уже давно спокойно относятся к этому. Понятно, что если слишком возмущаться по этому поводу, то сведешь себя с ума и, пожалуй, наивно полагать, что в один прекрасный день все граждане вдруг перестанут платить взятки, и эти же должностные лица будут вести себя законопослушно и справедливо. С другой стороны, вдруг сработает? А сработает это, уж поверьте мне, лучше какой бы то ни было антикоррупционной кампании «сверху». Разве не столь же наивно полагать, что только эмиграция поможет спастись от тяжелых российских реалий?
В 2009 году я уехал, потому что я устал от хаотично устроенного, беззаконного государства. Быть может, я струсил и не проявил должного терпения, но я пришел к твердому выводу, что будущее не сулит ничего хорошего, и общая траектория дальнейшего развития страны была вполне понятна. Но ведь недоставало личной заинтересованности – я не русский человек, в конце концов.
Переломным моментом в истории нынешней власти стали «цветные» революции в Грузии, Украине и Кыргызстане, которые повергли их в настоящую паранойю - как бы того же самого не случилось и в России. Но, как показывают дальнейшие события, напрасно, ибо они доказали только одно – что никакой здоровой демократии не привьешь извне больному телу. А вы все хотите уезжать вместо того, чтобы справляться с проблемами в стране. Но если не вы, то кто еще это сделает за вас? Вы что – сдаетесь?