Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай, Индия, Пакистан и Иран вытесняют Россию из большой игры в Средней Азии

© коллаж ИноСМИЭксперты рассчитали индекс безопасности Центральной Азии
Эксперты рассчитали индекс безопасности Центральной Азии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вы видите картину? Большая игра вернулась в Центральную Азию. Теперь Кремль получает то, о чем так громко просил. До российского руководства наконец-то дошло, что за последние десять лет американские налогоплательщики оплачивали историческую работу России: удержание исламской священной войны подальше от Центральной Азии.

Когда я был в Душанбе, министр обороны Индии был неподалеку и заглянул в гости.

После традиционной встречи с хлебом и медом в аэропорту он встретился за закрытыми дверями с министром обороны Таджикистана и обсудили будущее использование военной базы «Айни». Бывшую советскую авиационную базу недалеко от Душанбе вновь начали использовать в прошлом месяце. Индия тихо обновила базу и трехкилометровую взлетно-посадочную полосу за 70 миллионов долларов.

Две недели спустя Пакистан ответил на вызов, объявив о помощи «закрытомуТаджикистану». 220-километровая дорога стоимостью в 25 миллионов долларов будет построена на севере от Гилгита в Пакистане. Дорога будет следовать за долинами реки, окруженная пиками, достигающими семи тысяч метров в высоту,  пересечет афганский Ваханский коридор и дойдет до головокружительных гор Памира в восточном Таджикистане. В одном материале пакистанской прессы было сказано: «Пакистан является единственной страной, через которую это государство Центральной Азии может вести дела с остальным миром».

Китайцы, недавно отстроившие дороги в Таджикистан с востока, заявили Душанбе, что правительство может не торопиться с выплатой долга Пекину в размере миллиарда долларов. И с тем, чтобы обеспечить твердый фундамент для строительства стабильных отношений, Пекин отбросил свою территориальную претензию на 20% территории Таджикистана. В рамках последнего пограничного соглашения Таджикистан отписал Китаю 1% своих гор на востоке.

Через несколько месяцев таджикские и китайские военные принимали участие в совместной учебной операции по борьбе с терроризмом в западной части Китая. И, по мере того, как знание русского языка в Таджикистане сокращается среди молодого поколения, Китай открыл Институт Конфуция в Душанбе с тем, чтобы продвигать изучение китайского.

Чтобы не оставаться позади, лидеры России, бывшей колониальной державы, посетили Душанбе, бывший Сталинабад. Во время совместной пресс-конференции с таджикским президентом Эмомали Рахмоном российский президент Дмитрий Медведев объявил о достижении соглашения о продлении аренды трех военных баз, в которых располагается 201 московская моторизированная дивизия, сроком на 49 лет. Дивизия является крупнейшей российской базой за пределами России. Московская пресса трубила о данной победе на все лады. Но таджикские журналисты отметили, что в Душанбе отказались от предложения России вести пограничный контроль, и что на пресс-конференции Рахмон молчаливо стоял, не говоря ни «нет», ни «да».

Подробности: Таджикистан держит Россию на расстоянии

Не желая отставать от остальных, иранский президент Махмуд Ахмадинеджад также посетил Душанбе в сентябре. Он и президент Рахмон провели церемонию открытия новой гидроэлектростанции, а также подписали соглашение, по которому Иран обязуется построить еще одну ГЭС.

Желая ущипнуть Россию, иранский (так в тексте – прим.ред.) министр обороны Шерали Хайруллоев заявил, что если у Таджикистана когда-либо возникнут проблемы в сфере безопасности, большой персидский брат находится всего лишь в двух часах лета. На данный момент Узбекистан и Туркменистан показали себя как зануды. Когда президент Ахмадинеджад послал церемониальный отряд для участия в параде по случая дня независимости Таджикистана в сентябре, эти две говорящие на тюркском языке страны закрыли свое воздушное пространство для иранского военного самолета, вынудив его лететь через Афганистан.

Кажется, я забыл одного игрока? Конечно, моя страна, США! Марк Гроссман, спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану, должен был посетить Душанбе шестого октября в рамках тура по 12 странам. Но «афган», массивная песчаная буря, покрыла Душанбе пылью и вынудила закрыть международный аэропорт.

Не беспокойтесь, помощники Гроссмана перекроили его расписание, найдя возможность посетить Душанбе на следующий день. С 2003 года в Таджикистане США построили пограничные посты, бараки, мосты и специальный тренировочный центр.

Через две недели настала очередь госсекретаря США Хиллари Клинтон совершить визит в Душанбе. Он прошлась по новым садам с президентом Рахмоном, поблагодарила его за помощь в Афганистане и выразила восхищение новым флагштоком.

Теперь вы видите картину? Большая игра вернулась в Среднюю Азию.

Еще по теме: Таджикистан - слабое национальное государство в новой «Большой игре»

Процессом двигает новый план Вашингтона по сокращению численности американских военных на одну треть к президентским выборам 2012 года.

Что заставляет процесс двигаться быстрее, так это новая цель Вашингтона в Ираке: возвращение всех американских военных на родину до Рождества, то есть примерно через два месяца.

Если существует хоть одна общая позиция между движением Occupy Wall Street и Движением чаепития, то это следующее положение: прекратите направлять миллиарды долларов на войны за рубежом.

В Москве медленно двигающийся истэблишмент российской внешней политики запоздало начинает это понимать. Большую часть прошедшего десятилетия российские официальные лица и аналитики радостно выступали на автопилоте, стреляя наугад  в сторону американской оккупации Афганистана.

Ой!

Теперь Кремль получает то, о чем так громко просил.

До российского руководства наконец-то дошло, что за последние десять лет американские налогоплательщики оплачивали историческую работу России: удержание исламской священной войны подальше от Средней Азии.

Николай Патрушев, глава российского Совета безопасности, недавно заявил об афганском правительстве: «Мы думаем, что они не готовы».

Когда коммунисты и националисты в Государственной Думе пригрозили проголосовать против предоставления российской территории для транзитной доставки американских военных грузов, заместитель российского министра иностранных дел Сергей Рябков сообщил им: «Важно лишь не допустить повторной талибанизации Афганистана».

12 октября Совет Безопасности ООН продлил мандат натовских Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Через несколько часов было озвучено заявление российского МИДа, которое одобряло продление мандата, но в основном говорило: «Медленней!».

Россияне предупреждают: «В отношении начавшегося вывода контингентов МССБ из Афганистана в резолюции четко обозначено, что переходный период должен протекать ответственно, с тем, чтобы была обеспечена должная профессиональная подготовка афганских силовых ведомств. Это позволит им наращивать противодействие сохраняющимся угрозам безопасности страны».

Подробности: Уход США из Афганистана может уничтожить российско-американскую «перезагрузку»

Изменение российского отношения произошло слишком поздно. Американские политики, которым предстоят выборы в следующем году, скорее всего, не прислушиваются к Москве. Но вернемся к Таджикистану.

По отношению к Афганистану Таджикистан можно, грубо говоря, воспринимать как северный Пакистан. Около 40 миллионов пуштунов осели вдоль северной пакистанской границы с Афганистаном длиною в 2430 километров. Около 16 миллионов таджиков живут у южной таджикской границы с Афганистаном, протяженностью 1206 километров.

С 80-х годов Пакистан интенсивно пользовался вопросом пуштунов с тем, чтобы наладить дружеские отношения с Кабулом. С 80-х годов Россия, а теперь и Индия, интенсивно пользовались своей таджикской картой, поддерживая возглавляемую Таджикистаном коалицию Северный альянс.

Это не просто история.

Недавно индийская пресса сообщила, что Дели предлагает Душанбе вновь открыть авиационную базу Фархор, на которой Индия присутствовала до 2003 года. Расположенный всего в пяти километрах от афганской границы, Фархор также обладает больницей на 25 мест, где лечат раненых бойцов Северного альянса.
 
Во время своего октябрьского визита в Душанбе индийский министр обороны А. К. Энтони (A.K. Antony) ловко обходил вопросы журналистов о будущем военном сотрудничестве. На вопрос об «Айни», обновленной Индией авиабазе недалеко от Душанбе, он ответил лишь, что она является лучшей авиабазой в Центральной Азии.