Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Есть победа. Что дальше?

Сумеет ли Баку извлечь максимум пользы от завоевания?

© коллаж ИноСМИазербайджан оон
азербайджан оон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, Азербайджан вошел в состав Совета Безопасности ООН. На ум сразу приходит простой вопрос: что дальше? И еще: как мы можем воспользоваться этим новым для себя положением? Что должна предпринять наша дипломатия, чтобы в Азербайджане не разочаровались более полутора сотен государств мира, отдавших голоса за него?

Итак, Азербайджан вошел в состав Совета Безопасности ООН. На ум сразу приходит простой вопрос: что дальше? И еще: как мы можем воспользоваться этим новым для себя положением? Что должна предпринять наша дипломатия, чтобы в Азербайджане не разочаровались более полутора сотен государств мира, отдавших голоса за него?

Например, известный отечественный политолог, депутат парламента Расим Мусабеков считает, что для того, чтобы оценить значение успеха Азербайджана, достаточно сказать, что из 15 бывших советских республик, всего два десятка лет назад восстановивших свою государственную независимость, этого смогла удостоиться лишь Украина в 2000-2001 годах. Он отмечает, что Армения, которая ранее также выдвигала свою кандидатуру в нашей группе, но затем сняла ее, прикладывала потуги своих дипломатов и даже президента к тому, чтобы лишь помешать Азербайджану.

«Что бы ни говорили о снижении роли ООН в мировой политике, это по-прежнему самая авторитетная и универсальная международная организация, обладающая исключительными полномочиями. В структуре Организации Объединенных Наций Совету Безопасности принадлежит ключевое место. Если другие органы ООН выносят рекомендации правительствам, то только Совбез имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять. Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами СБ поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца. Каждый член Совета имеет один голос.

Читайте также: Азербайджан - «слабое звено»

Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по содержательным политическим вопросам требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Понятно, что погоду в Совбезе делает именно пятерка великих держав. Но непосредственное присутствие на политической «кухне», где вершится международная политика, даст Азербайджану колоссальный опыт, знания того, как нужно продвигать свои интересы. Правильный выбор позиции по острым вопросам, которые стоят в повестке дня Совбеза ООН, может еще больше повысить международный авторитет нашей страны, побудить державы, от которых зависит решение проблем Азербайджана, и в первую очередь урегулирование карабахского конфликта, с большим вниманием и пониманием относиться к нашим обращениям и интересам. Большая работа, которая была проведена в ходе выдвижения кандидатуры нашей страны в непостоянные члены Совбеза ООН, несомненно, скажется при предстоящем рассмотрении и голосовании резолюции о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана на сессии Генассамблее ООН. Успех азербайджанской дипломатии нужно трансформировать в продвижение решений проблем, которые важны для нас и наших друзей.

Для этого, возможно, понадобится не меньше усилий, чем для избрания в Совбез ООН», - заключает политолог.

«Армения не желает покидать оккупированные территории Азербайджана, и, к сожалению, международное сообщество не уделяет должного внимания данной проблеме». Об этом заявила находящаяся в Баку эксперт действующего в Брюсселе Центра европейской политики Аманда Пол. Она подчеркнула, что избрание Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН имеет очень важное значение. Азербайджан может использовать эту трибуну для влияния на международную общественность по нагорно-карабахскому вопросу. «Очевидно, что Армения хочет сохранить статус-кво, что неприемлемо для Азербайджана и международного сообщества. Мы надеемся, что оно проявит должное внимание этому конфликту и выскажет свою твердую позицию», - отметила А.Пол. По ее словам, «Азербайджан должен воспользоваться трибуной Совета Безопасности ООН для влияния на мнение международной общественности по карабахскому вопросу».

Кстати, вчера Госдепартамент США выразил свою позицию по вопросу избрания Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Один из спикеров пресс-службы Госдепартамента озвучил поздравительное заявление Азербайджану в связи с его избранием непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2012-2013 годы. «США надеются на тесное сотрудничество с Азербайджаном для поддержки отраженных в Уставе ООН принципов, внесения вклада в эффективность и влиятельность Совета и повышения его роли в сохранении международного мира и стабильности», - отмечается в заявлении. Согласно Уставу ООН, решения других составных структур ООН носят рекомендательный характер, а резолюции Совбеза должны выполняться государствами-членами в обязательном порядке.

Читайте также: Алиев попал в расставленную самим же ловушку


Вчера в интервью АПА глава Постоянного представительства Азербайджана в ООН Агшин Мехтиев, отвечая на вопрос о планах государства на ближайшие 2 года, о том, какие вопросы Азербайджан планирует поднимать в рамках своего членства в Совете Безопасности ООН, заявил, что есть планы «самым активным образом участвовать в решении вопросов, которые на сегодняшний день имеются на повестке дня Совета Безопасности. Наши приоритеты - вопросы международного мира и безопасности, мировая экономика, гуманитарные вопросы, вопросы окружающей среды, изменение климата, гендерные, региональные вопросы, которые будут охватывать и ситуацию в мире, и вопросы стабильности на Южном Кавказе, вопросы, связанные с энергетикой, транзитом. Вот примерно такой спектр вопросов, а более конкретно уже будет известно позднее».

Однако не надо думать, что вообще все настроены столь же оптимистично. Например, есть люди, называющие причины, обесценивающие членство Азербайджана в СБ ООН. Вот что сказал по этому поводу заместитель председателя Партии Народного фронта Фуад Гахраманлы: «Если принять во внимание нынешние тенденции внешней политики Азербайджана, то можем с уверенностью сказать, что Азербайджан не сможет получить пользы от своего нового статуса. У Азербайджана нет обобщенной точки зрения по глобальным вопросам, а также активной внешнеполитической стратегии, что свидетельствует о том, что Азербайджан не сможет использовать свой новый статус в свою пользу».

Ясно, что и Армения не в восторге от очередной победы Азербайджана на международной политической арене. «Деятельность Азербайджана в СБ ООН сведется к бессмысленным пропагандистско-информационным действиям», - заявил вчера военный эксперт, руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян. «Фактически то, что Азербайджан на два года стал членом СБ ООН, не меняет ту главную реальность, которая существует вокруг политического формата карабахского конфликта. Он (конфликт) находится под контролем трех постоянных членов СБ ООН, трех ядерных держав и великих акторов (США, Россия и Франция), которые решают во многом вопросы нашего региона», - сказал С. Минасян.

По его словам, Баку понимает, что без согласия этих трех акторов каких-либо изменений в вопросе Карабаха Азербайджан не достигнет. «То, чего хотят три поcтоянных члена СБ ООН и одновременно сопредседатели Минской группы ОБСЕ, - это подпись Азербайджана под Мадридскими принципами», - сказал С.Минасян.

А депутат от фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян вообще потребовала от внешнеполитического ведомства своей страны разъяснения позиции по поводу избрания Азербайджана новым непостоянным членом Совбеза ООН. «МИД Армении должен официально заявить, что могло и не сделало наше соответствующее ведомство в связи с избранием Азербайджана, какие шаги мог предпринять наш представитель в ООН, и почему Армения не представила своей кандидатуры на это место», - сказала Н. Зограбян в среду в ходе правительственного часа в парламенте. По ее словам, фракция будет озвучивать эти вопросы до тех пор, пока МИД не выступит с четкой позицией по этому вопросу.

В то же время депутат посчитала неуместными комментарии некоторых политологов и представителей СМИ относительно того, что Азербайджан якобы купил голоса некоторых стран. По мнению Н.Зограбян, тем самым Армения повышает роль и авторитет Азербайджана, который «может купить президентов и премьер-министров различных стран».