Дипломатия - это не наука, однако, некоторые дипломатические теории можно проверить. Будучи кандидатом в президенты, Барак Обама выдвинул гипотезу о том, что отношения с Россией можно значительно улучшить. Ключом к этому должно было стать уважение и демонстрация приверженности решению брать на себя обязательства и идти на компромиссы.
7 февраля 2009 года вступивший в должность вице-президент Джо Байден произнес речь на 45-й Мюнхенской конференции по политике безопасности. Он заявил, что «пришло время нажать кнопку перезагрузки и заново пересмотреть многие области, в которых мы может и должны сотрудничать с Россией».
Еще по теме: Америка задумалась о пользе «перезагрузки»
В следующем месяце госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон подарила российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову красную кнопку, на которой было написано русское слово, обозначавшее перезагрузку. По крайней мере, она так думала. Правильным словом было слово «перезагрузка», а вместо этого на кнопке было написано «перегрузка». Российская газета «Коммерсант» опубликовала на первой странице фотографию кнопки и озаглавила ее: «Сергей Лавров и Хиллари Клинтон нажали не на ту кнопку».
С тех пор итогами стали: непрекращающееся запугивание и цензура в российской прессе; агрессия против бывших республик Советского Союза; поддержка ядерной программы Ирана; множественные убийства в Чечне, которые, по каким-то причинам, не вызывают бесчинств в мусульманском мире; клановость, коррупция и притеснение политических оппонентов, включая Михаила Ходорковского, который когда-то был преуспевающим промышленником. 25 октября исполнилось восемь лет со дня его заключения в тюрьму.
В октябре этого года Россия вместе с Китаем наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, которую посол Сьюзан Райс назвала «по большей части обтекаемой» и в которой критиковались «жестокость, пытки и преследования» в отношении мирных протестующих со стороны режима Асада в Сирии, самого главного клиента Ирана в арабском регионе.
Райс объявила, что руководство США «разгневано» тем, что Россия и Китай «совершенно отказались принять моральный вызов и обсудить меры относительно стремительно растущей угрозы миру и безопасности в регионе». Она отвергла объяснения России и Китая и назвала их позиции «дешевой уловкой тех, кто охотнее будут продавать оружие сирийскому режиму, чем встанут на защиту сирийского народа».
Однако, это всего лишь часть вопроса. В России под руководством Путина, который правит с декабря 1999 года, коммунизм сменился не либеральной демократией, а автократией внутри страны и тем, что можно назвать неосоветизмом, во внешней политике. Путин считает, что у России есть право вновь стать «великой державой» и что большинство россиян поддержат эту цель. Это стало очевидным некоторое время назад.
Еще по теме: Перезагрузка Обамы с Россией - это «катастрофа»
Большая часть того, чего мы так добиваемся – идеалы «международного сообщества» и такие универсальные ценности как мир, свобода, человеческие и гражданские права, терпимость, демократия и правопорядок – сейчас оказываются несбыточной мечтой.
Внешнеполитическим приоритетом диктаторов является единственная цель – сделать мир безопасным для них самих. Если бы Райс это понимала, она могла бы предвидеть вето России и Китая. Если бы это понимал Барак Обама, он признал бы, что Путин не согласится ни на какие перезагрузки в их отношениях – ни договоры по противоракетной обороне, ни ограничения ядерного оружия – которые бы не были выгодны для России и убыточны для США.
Вместе с наступлением 21 века настала эра соперничества различных точек зрения на то, как необходимо управлять человечеством. Одна из них – либеральная демократия. Другая – автократия. Третья – исламизм, который можно охарактеризовать как теократическую диктатуру. В любом случае, автократы и исламисты находят все больше общих интересов и все чаще совместно выступают против либеральных демократий.
Обама провел значительный эксперимент. Однако сейчас все данные собраны, и они свидетельствуют о том, что американский политический курс требует пересмотра – он обязательно требует перезагрузки – в свете того, что мы успели узнать к настоящему моменту.
Клиффорд Мэй – президент Фонда защиты демократии, организации, занимающейся вопросами терроризма.