МОСКВА — С самого начала феерии, когда рабочие в касках вкалывали под звуки дрели, и до предпоследнего акта с участием лошади и осла праздничный вечер был попыткой совместить долгую историю великих постановок Большого с предполагаемой культурной бессодержательностью современной России.
Сногсшибательное попурри из балетных и оперных сцен, способное по уровню сценического искусства поспорить с любым сюжетом Евровидения, длившееся в пятницу вечером более двух часов, подарило России запоминающееся представление в честь празднования открытия московского театра.
Дело не в том, что Дмитрий Медведев, выглядевший карликом на огромной сцене Большого театра, хотел, чтобы у собравшихся супермоделей, политиков и балерин не оставалось никаких сомнений в важности события. «Сегодня очень счастливый для нашей страны день, — сказал президент на открытии вечера, превознося в своей речи символическое значение театра. — У нас страна очень большая, но количество таких объединяющих всех символов, национальных сокровищ, национальных брендов очень ограничено. Большой и есть один из самых великих брендов».
Слово «бренд» прозвучало как-то неуместно в отношении великолепного старейшего театра мирового класса, который подарил миру целый ряд своих лучших балерин, оперных певцов и хореографов. Мировая трансляция открытия задумывалась как культурное событие в честь завершения шестилетней реставрации стоимостью в полмиллиарда фунтов стерлингов.
Медведев с супругой Светланой в серебристых кружевах и синей юбке занимали центральную ложу, которая с момента открытия театра в 1825 году видела и царей, и советских руководителей. Президент большую часть вечера шептался с Еленой Образцовой, одной из легенд Большого, которую он пригласил к себе в ложу. Когда необходимы были овации, жена Медведева слегка подталкивала его ладонью.
Посетите Большой театр: 3D экскурсия
Там были супермодель Наталья Водянова и итальянская актриса Моника Беллуччи, а также бывший советский лидер Михаил Горбачев, вдова бывшего президента Наина Ельцина и патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви. Совершенно в духе кремлевских традиций экс-министр финансов Алексей Кудрин, уволенный в прошлом месяце Медведевым, был отправлен на последний ряд. Заметно было отсутствие бывшего президента Владимира Путина, ныне российского премьер-министра.
Как только впервые за последние шесть лет раздвинулся занавес на прославленной сцене, большой зал, отделанный дорогой красной тканью, обилием золота и украшенный роскошными люстрами, наполнился пронзительным скрежетом и стуком ремонта. Новая акустика, которая была целью реконструкции, продемонстрировала себя со всей оглушительностью. Через несколько минут десятки певцов в строительной униформе с жаром исполнили хор «Слава русскому народу!» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».
Полностью русская программа была составлена из арий Чайковского и Рахманинова, а танго из балета Шостаковича «Золотой век» уступило лишь элегантному адажио из «Лебединого озера» Чайковского с участием звезды балета Светланы Захаровой. Пригласили выступить французское сопрано Наталью Дессэ (Natalia Dessay) и литовское сопрано Виолету Урмана (Violeta Urmana).
Почти все номера были представлены в известном традиционном стиле Большого театра. Зрители, выходившие после окончания по длинному красному ковру и попадавшие на театральную площадь, оцепленную ОМОНом с собаками, казались довольными.
«Мне понравилось, — сказал министр спорта Виталий Мутко. — Это культура. Это страна».