Бывший глава Службы национальной безопасности Армении Карлос Петросян, который руководил системой в годы президентства Роберта Кочаряна, в последние годы занимается общественной деятельностью в Москве, принимает участие в каких-то постсоветских интеграционных инициативах, в рамках одной из которых он на днях выступил с одой в адрес Путина и Советского Союза.
Примечательно, что недавно, заявляя о вероятности своего политического возвращения, экс-президент Армении Роберт Кочарян «пожурил» тех, кто связывает это с «возвращением» Путина, отметив, что негоже в год 20-летия независимости Армении связывать события в Армении с развитием ситуации в Москве.
При чем здесь Карлос Петросян? А при том, что при Кочаряне он управлял СНБ. И теперь он раскрывает ценности, которыми руководствуется. Оказывается, человек – горячий поклонник Путина и СССР. И Кочарян в свое время назначил главой Службы нацбезопасности сторонника Путина и СССР. Если он действительно считает, что события в Армении развиваются не зависимо от России, то не должен был назначать на столь ответственную должность человека с подобными взглядами – «фаната» Путина и СССР. Или же он специально это сделал.
Хотя не исключается, что де-факто назначал его вовсе не Кочарян. Ведь армянская СНБ за эти 20 лет, фактически, так и не отделилась от советского КГБ. Она и до сих пор является филиалом российской ФСБ. Для этого есть масса объективных причин, но и субъективных немало. Видимо, армянские власти сочли рискованным для себя вывод системы из-под России, понимая, что в этом случае Россия может и не помочь с репродукцией.
Но в контексте новых геополитических и региональных развитий происходят интересные трансформации. Они пока происходят на глубинном уровне, порой, на психологическом. Но уже очевидно, что у России появляется обеспокоенность в связи с судьбой своего «форпоста».
Пару месяцев назад были опубликованы результаты соцопроса, согласно которым около 70% населения Армении сочли себя прорусскими. Казалось бы, цифра «безнадежная». Но во временной динамике можно заметить сокращение этого показателя с 90% в прошлом году. 20% - это существенная цифра, особенно, на фоне глубинных геополитических трансформаций.
В Армении стали активно говорить о необходимости качественного изменения армяно-российских отношений. Причем, многие, пользуясь традиционными методами подмены понятий, пытаются представить дело так, словно критики нынешних отношений ратуют за прекращение сотрудничества в Россией. Ничего подобного. Речь идет о пересмотре качества отношений, которое зависит во многом от армянской власти. Россия – могучее государство, и Армении необходимо поддерживать с ней отношения. Но мощью России пользуется не Армения, а ее власть. А это, как говорится, две большие разницы.
Читайте также: Напугать Путиным не удалось
Это, в свою очередь, приводит к деморализации, искажению армяно-российских отношений, к тому, что Россия относится к Армении не как к государству и политическому субъекту. Тут, конечно, есть и вопрос образа мышления российской власти, но это их проблема, а наша проблема – образ мышления и поведения армянской власти.
Только в случае изменения этого мировоззрения может произойти качественное изменение армяно-российских отношений. И об этом в Армении сейчас говорят как никогда активно – и общественно-политические объединения, и политические деятели, и на уровне различных групп и прессы.
Начался процесс, который вызвал беспокойство России в смысле поддержки Армении. Именно это заставило многих, в том числе, Карлоса Петросяна, «раскрыть карты».
Вывод Петросяна на арену свидетельствует о безнадежных усилиях России, которая пытается заявить о своих правах на Армению. Судя по всему, некачественным армяно-российским отношениям приходит конец. Сложно предугадать, когда это случится, но он близок, иначе Россия не прибегла бы к «последнему» средству и не стала бы раскрывать свои истинные планы.