Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пекин вот уже 15 лет постоянно требует от ЕС отказаться от эмбарго на продажу оружия. Китайские официальные лица пытаются напомнить об этом при всяком удобном случае. Особенно теперь, когда в их распоряжении есть мощные финансовые рычаги. Но снятие запрета может означать коренное смещение геополитического равновесия на всей планете в пользу Китая.

На днях официальное китайское информагентство «Синьхуа» написало следующее о финансовой ситуации в Европе: «Как гласит китайская пословица, кризис всегда несет в себе возможности»…

После введения эмбарго на поставку оружия полтора десятилетия назад Пекин без конца требует от него отказаться. 

Китайские официальные лица пытаются напомнить об этом при всяком удобном случае. Особенно теперь, когда в их распоряжении есть мощные финансовые рычаги. 

В начале года Испания получила от Пекина помощь в размере шести миллиардов евро. В обмен Мадрид официально потребовал снятия этого эмбарго.  

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон благосклонно отнеслась к подобной перспективе. В конфиденциальном отчете, который в декабре был передан в Европейский Совет, она выступила за отмену запрета. Франция и Германия поддержали ее. Великобритания, Нидерланды и Швеция использовали свое право вето.

Еще по теме: инвестиционное наступление Китая

14 сентября Китай предпринял очередную попытку. В то время как к Пекину обратились с просьбой выкупить часть греческого долга, агентство «Синьхуа» пожаловалось, что Европа «до сих пор не отменила эмбарго на оружие».  

Однако сегодня на официальном уровне этот вопрос не рассматривается. Мы не слышим никаких заявлений, не видим депеш на лентах агентств… В Пекине, вероятно, считают, что открыто пускаться в подобный шантаж было бы непродуктивно. Но вопрос эмбарго, по всей видимости, все равно прочно засел в головах… и стоит на повестке дня текущих переговоров.

Каковы аргументы за и против снятия эмбарго, которое было введено после трагедии на площади Тяньаньмэнь.

За:

1. Китайский рынок вооружений растет в геометрической прогрессии. Переживающие не лучшие времена европейские предприятия могли бы обрести на нем второе дыхание. В первую очередь это касается французских компаний, чьи экспортные обороты за последний год резко пошли вниз. Как и в случае с Россией, DCNS могла бы продать Китаю многоцелевые десантные корабли типа «Мистраль». Китайский флот был бы, без сомнения, очень рад получить эти вертолетоносцы (в их эффективности он мог убедиться на примере операции в Ливии), чтобы усилить свое влияние в Китайском море и в Тайваньском проливе. Рабочие судостроительного завода в Сен-Назере также были бы вне себя от счастья.

 

Еще по теме: почему Россия и Китай сближаются

2. Эмбарго не стало препятствием для модернизации китайской армии. Более того, оно дало толчок развитию местного оборонного сектора, которому пришлось решать задачи без западных технологий и значит разрабатывать собственные. Так, например, Китай сегодня способен произвести (вероятно, не без помощи России) мощные современные истребители.  

3. Китай может приобрести любое оружие в других странах, в первую очередь в России. Появление Европы на его рынке, возможно, позволит сломать ось Москва-Пекин. Кроме того, «ястребы» путинского режима лишатся любимого аргумента против сближения с Западом. Потеряв позиции на китайском рынке, Россия будет вынуждена сделать все, чтобы закрепиться в Европе.   

Против:

1. Европа разработала кодекс поведения в сфере торговли оружием, который принял обязательный характер в 2008 году при председательстве Франции. В случае поставок в Китай военного оборудования из какой-либо европейской страны будут нарушены три из множества прописанных в нем критериев. Прежде всего, как следует из кодекса, нельзя допустить «риск того, что это оружие может быть использовано для внутренних репрессий». Но как тут можно быть уверенным, что оно не послужит для подавления восстаний на Тибете, в Синьцзяне или, возможно, даже в Пекине?  

Далее, необходимо избежать риска применения этого вооружения для «силового решения территориальных споров». Так, Пекин постоянно напоминает о своих претензиях на Тайвань и ряд островов в Восточно-Китайском море. Наконец, даже не может быть речи о том, что однажды это оружие могут «использовать против союзного государства». Дело в том, что в случае конфликта с Тайванем США, вероятно, не останутся в стороне.   

2. Подобное решение также станет предательством по отношению к двум дружественным для Европы странам. Так, Индия считает Китай своим главным противником и проявляет все большее беспокойство по поводу роста его военной мощи, в первую очередь на море. Япония в свою очередь воспримет снятие эмбарго как намерение Запада бросить ее и, вероятно, почувствует необходимость самой пуститься в гонку вооружений.

Еще по теме: в Китай за модернизацией

3. Наконец, из-за европейского и американского эмбарго Пекину по сей день не удается получить определенное высокотехнологичное оборудование, которое также не производится в России. Таким образом, снятие запрета может означать еще большее ускорение развития китайской армии и формирование необратимого военного преимущества Пекина над его соседями. А это означает коренное смещение геополитического равновесия на всей планете. В пользу Китая.