Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы в США и многовекторная политика Украины

© Коллаж ИноСМИСША — Украина: новый шанс
США — Украина: новый шанс
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Понимание американской политики по отношению к Украине, а также возможные последствия для нее от начавшейся в США предвыборной кампании и американских внутриполитических соображений.

Понятно, что в последние несколько недель внимание международной общественности  было в значительной мере приковано к продолжавшейся саге вынесения приговора Юлии Тимошенко и тому, какие последствия это будет иметь для разрешения стоящей перед Киевом дилеммы выбора между торговой интеграцией с Европейским Союзом и Россией. Статьи в западных СМИ выходили под такими заголовками как «Кого предпочтет Украина - сочувствующую Россию или демократическую Европу?» (Time, США) и «Окончательное предательство: Украина возвращается в темное прошлое» (Der Spiegel, Германия).

Несомненно, поднятые в таком контексте вопросы весьма важны и в определенный момент Украине придется выбирать или, возможно, она будет вынуждена сделать выбор в силу обстоятельств. Но если сосредоточиться исключительно на данном вопросе, то можно упустить многие другие обстоятельства, которые существенны для активной международной политики президента Януковича. Это, в частности, касается понимания американской политики по отношению к Украине, а также возможных последствий начавшейся в США предвыборной кампании и американских внутриполитических соображений.

Хотя президент Виктор Янукович должен был на прошлой неделе отправиться в Брюссель, и этот визит был отложен до ноября (еще неизвестно, состоится ли он в этот срок), в прошедшем октябре он времени не терял. Сначала он посетил Кубу, где встретился с нынешним лидером Раулем Кастро Рус и его ушедшим на покой братом Фиделем, которого г-н Янкович описал как «человека, исполненного глубокими мыслями о том, что происходит в мире». «Мне удалось увидеть человека, который был полон жизни, был очень энергичным, наслаждался жизнью, и проявил очень хорошее отношение к Украине», – заявил он. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между Украиной и Кубой в ряде областей, в том числе о начале прямых рейсов между Киевом и Гаваной со следующего года. Президент Янукович был награжден орденом Хосе Марти. Что касается лечения 20 000 украинских детей-жертв Чернобыля, которым с 1990 года оказывалась помощь в городе Тарара к востоку от Гаваны, г-н Янукович сказал следующее: «Куба для нас – это остров надежды, она спасет наших детей. Она была единственной страной, которая протянула нам руку помощи, и мы бесконечно благодарны».

 

Еще по теме: Украина смотрит в другую сторону

 

Многовекторная международная политика Украины

После Кубы президент Янукович направился в Бразилию, одну из ключевых «стран с развивающейся экономикой», которые вместе с Китаем, Индией, Россией и Южной Африкой представляются для Украины партнерами в качестве альтернативы «развитым» странам Европы и Северной Америки. Он продолжает проводить многовекторную политику, которая не ограничивается выбором по принципу «или-или» между Европой и Россией, как обычно его карикатурно изображают. С точки зрения национальных интересов Украины, имеет смысл искать партнеров там, где они могут быть.

 

Еще по теме: Янукович в Бразилии: суды Украины независимы

 

Хотя у Вашингтона, судя по всему, другое мнение на этот счет. Следует иметь в виду, что Соединенные Штаты находятся в середине кампании по выборам, которые пройдут только в ноябре 2012 года. (Хотя во многих странах период политических кампаний законом ограничивается до нескольких недель, американские кампании начинаются буквально на следующий день после прошедших выборов. Как только бюллетени будут опущены 6 ноября 2012 года, 7 ноября потенциальные кандидаты сразу же начнут нанимать сотрудников и готовить свои стратегии на 2016 год). Это означает, что по мере развития предвыборной кампании до ее кульминации (до которой еще более года) политические соображения, отражающие конкретные потребности американских партий и кандидатов, будут проецироваться на действия иностранных государств и лидеров, которых будут судить по критериям, которые определяются не интересами их стран, а специфическими особенностями политики в Соединенных Штатах.

Взять хотя бы очевидный пример: Иран. Для Украины Иран - это просто другая страна. Администрация Януковича не говорила о подготовке визита на уровне президента, но выражала заинтересованность в активизации двусторонних связей с Тегераном. Например, недавно иранская государственная компания Aircraft Manufacturing Industrial Co. сообщила, что самолеты модели Ан-158, производимые Ираном совместно с украинской компанией «Антонов», могут начать эксплуатироваться в Иране уже с 2013 года. Киев только что принимал с визитом Министра промышленности, минеральных ресурсов и торговли Ирана г-на Мехди Газанфари в связи с четвертым заседанием украино-иранской совместной комиссии по экономическому сотрудничеству и церемонией открытия торговой выставки на Украине, призванной представить с положительной стороны Иран и иранскую продукцию.

Но для Соединенных Штатов и для большинства американских политиков Иран - это не просто другая страна, а самая опасная страна на планете. Это является не только отражением американского унижения вследствие захвата в 1979 году американского посольства в Тегеране радикальными «студентами», после чего 52 американских дипломата оставались в заложниках более года. Вашингтон также обеспокоен региональной ролью Тегерана, включая поддержку Хезболла в Ливане и шиитских боевиков в Ираке, подозрений в заговоре с целью убийства посла Саудовской Аравии в Соединенных Штатах, и, больше всего, возможностью применения иранского ядерного оружия против США или Израиля. Если говорить кратко, когда Украина развивает сотрудничество с Ираном, для многих американцев это представляется как сердечная связь со злейшим врагом Америки.

 

Еще по теме: Иран, Россия и «Хезболла»: Странное партнерство в Сирии

 

Официальное отношение американцев к Кубе Кастро аналогично. По любым представлениям человек, которого президент Янукович назвал «полным жизни», может считаться таковым только потому, что не увенчались успехом многочисленные попытки его убийства со стороны ЦРУ (которых, как считается, были десятки, если не сотни). В частности, в свете неистребимой ненависти к Фиделю в среде кубинских эмигрантов во Флориде (в «обязательном для победы» штате для любого надеющегося стать президентом), изоляция Кубы и сохранение экономического бойкота со стороны США остается одной из незыблемых основ американской политики.

Потенциальные последствия?

Означает ли это, что администрация в Киеве рискует своими отношениями с Вашингтоном, осуществляя сотрудничество со странами, которые не нравятся Соединенным Штатам? Ответ не из простых. Да, чиновники в Вашингтоне понимают, что политика Украины и большинства других стран в отношении Ирана, Кубы, Северной Кореи и т.д., не такая, которую они хотели бы видеть. Хотя сложно предположить, каким образом Вашингтон способен наказать Украину, определенные проблемы могут возникнуть, например, вследствие санкций в отношении неамериканских компаний, которые ведут дела с такими государствами в нарушение американского законодательства, что предполагает его экстерриториальное применение.

В то же время, никто не должен думать, что попытки так или иначе затащить Киев в русло «евроатлантической» интеграции более не являются приоритетом Вашингтона в отношении Украины. Это предполагает не только экономические связи с Европейским Союзом, но и в той или иной форме отношения в сфере безопасности, определяющим для которых является НАТО. Хотя, как казалось, этот курс был решительно прерван в 2010 году поражением «оранжевых» сил на выборах в Украине, возврат Украины на данный курс в рамках антироссийской стратегии, лишь частично пересмотренной при «перезагрузке» отношений с Москвой при президенте Бараке Обаме, остается главной целью США в отношении Украины.

Именно под таким углом зрения Украине и киевской администрации следует смотреть на то, как именно их действия будут «отыграны» во время предвыборной кампании в Америке. Украина, которую не только большинство американцев, но и большинство американских политиков, вряд ли найдут на карте, будет фигурировать в позициях и риторике американских политиков весьма незначительно или не будет фигурировать вовсе. Но часто будет упоминаться Иран. Куба также получит определенное внимание, во многом в силу того, что в течение полувека кубинские эмигранты Флориды были в числе самой последовательной группы, голосовавшей за Республиканскую партию, и единственной, за счет которой республиканцы набирали сколько-нибудь значительную часть сторонников из числа растущего испаноязычного населения Америки. Россия также будет периодически упоминаться, в основном кандидатами-республиканцами, стремящимися заработать дешевые очки в противостоянии с г-ном Обамой, и, возможно, друг с другом, на обвинениях в недостаточно жесткой политике по отношению к России и бывшему и предположительно будущему президенту России Владимиру Путину. В той степени, в которой политика Киева косвенно касается этих так называемых «горячих» тем, Украина может всплыть на втором плане, не играя при этом центральную роль.

 

Еще по теме: Обама: Куба должна измениться, прежде чем США смягчат свою позицию

 

Но не стоит обольщаться - тот, кто будет избран (и что более важно, постоянные чиновники, которые остаются и при демократах, и при республиканцах), будут следить за тем, «кто с нами, а кто против нас».  Означает ли это, что Киев действует неверно, когда ищет полезные связи там, где их можно найти? Нет. Но это означает, что официальная американская позиция в отношении Украины будет формироваться под воздействием именно таких представлений, и это следует иметь ввиду.

Джеймс Джордж Джатрас - заместитель директора Американского института в Украине