НАТО объявила об окончании военной операции против Ливии, в ходе которой была использована уникальная комбинация военной силы, способная стать моделью для будущего. Выступая в Триполи после 9600 боевых вылетов за семь месяцев, в результате которых были уничтожены более 1000 танков, автомобилей, орудий, а также ПВО сил Каддафи и сеть командования и управления, Генеральный секретарь самого могущественного в мире военного альянса Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) объявил о завершении «удачной главы в истории НАТО». По его словам, страны НАТО по собственному опыту знают, что «с трудом завоеванная свобода приносит большие надежды и ожидания». Сейчас «начался тяжелый труд по воплощению их в жизнь», добавил он.
Расмуссен исключил, что НАТО будет воевать в Сирии. «У НАТО нет абсолютно никаких намерений вмешиваться. Я могу полностью исключить вмешательство, - заявил он журналистам. - При этом я резко осуждаю репрессии против мирного населения в Сирии. То, что произошло в Ливии, служит очевидным сигналом. Нельзя пренебрегать волей народа».
Генерал-лейтенант Шарль Бушар (Charles Bouchard), канадский командующий операцией НАТО в Ливии, находящийся в Неаполе, заявил, что, несмотря на политические споры, НАТО «не сбилась с курса». Хотя операция проводилась командованием НАТО, в военных действиях приняла участие лишь половина членов альянса. Это действительно была «коалиция желающих» – если на долю Британии и Франции приходится примерно треть вылетов, то Германия и Польша вообще не участвовали в операции.
В нанесении авиаударов США играли второстепенную роль, однако представители командования НАТО заявляют, что они бы не преуспели без американских разведданных, систем наблюдения, разведывательных самолетов и самолетов–заправщиков. Кроме того весомый политический и военный вклад в кампанию НАТО внесли Катар, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты.
ФОТОХРОНИКА: 8 месяцев борьбы за свержение режима Каддафи
«Я хочу еще раз подчеркнуть, - заявил в понедельник Бушар, - что Каддафи никогда не был единственной целью».
Эти слова отражают существующие в странах НАТО глубокие опасения по поводу правовых последствии возможных предположений о том, что ливийский лидер был военной целью. По словам Бушара, он бы предпочел, чтобы Каддафи предстал перед Международным уголовным судом в Гааге.
Тем не менее, военные и высокопоставленные чиновники из стран НАТО открыто утверждают, что на деле задачей начатой НАТО кампании бомбардировок стала смена режима.
Авиаудары наносились так долго из-за необходимости избегать потерь среди мирного населения, утверждает НАТО. Поэтому удары наносились точно и «умными ракетами». В качестве примера Бушар привел решение отложить нанесение удара по одной из целей на два часа, чтобы подождать, пока группа ливийских детей закончит играть в футбол.
НАТО признала возможность потерь среди мирного населения один раз – 19 июня после авиаудара по Триполи. Представитель НАТО тогда заявил, что из-за технического сбоя ракета промахнулась мимо цели.
Ливия во многих отношениях была легкой мишенью, считают аналитики, однако она может стать образцом для будущих военных операций НАТО, в которых будут использоваться авиаудары, крылатые ракеты, удары с подводных лодок и беспилотников без отправки в район боевых действий солдат, за вычетом небольшого количества спецназа.