Разумеется, об уроках можно говорить с большой долей условности - где Белоруссия, а где Киргизия. Страны, кажется, настолько разные, что и видеть какие-то аналогии нелепо. Тем более в таком банальном явлении, как выборы. Вот если бы революция...
В этом смысле многие белорусы вдохновлялись опытом стран, также во многом непохожих на них отечество: Сербия, Грузия, Украина, Тунис, Южная, Ливии - далее везде. Ну и свержение Бакиева также вызвало некоторый, правда, краткосрочный энтузиазм, уж слишком шероховатым был бархат тамошней прошлогодней революции. Однако то, что Бакиев в конце концов нашел приют на радушной белорусском земле, делало далекую страну Центральной Азии как-то ближе.
Читайте также: Выборы в Киргизии дали надежду на стабильность
Один из уроков нынешних выборов - как раз на счет Бакиева. Разумеется, партия еще не закончена, в частности, в ближайшее время не исключены акции протеста конкурентов Атамбаева, которые не признали итоги выборов. Но предварительно можно сказать, что Лукашенко с приютом Бакиева просчитался. Не то, что дал приют властителю, который приказывал стрелять в своих соотечественников - моральные факторы оставим за скобками. Но в прошлом году в постреволюционном Киргизии прошли парламентские выборы, в этом году президентские - и никаких признаков возвращения Бакиева во время них и близко не наблюдалось.
Политический ландшафт там далек от идиллии, но бывшего президента со счетов списали, кажется, все. Именно поэтому он стал удобным «мальчиком для битья» - чем больше риторики о происках коварных бакиевцев, тем меньше реального влияния опального обитателя правительственной дачи под Минском. Но урок видится не только в этом. А в том, кто в конце оказывается наверху в результате революционных событий.
Очень часто в рассуждениях-мечтах-мечтаниях о будущем после Лукашенко жители блогосферы, в том числе и посетители нашего сайта, пишут - ну вот дождемся, придем мы и уже тогда ... Далее рисуются картинки европейской, натовской и евросоюзовской Белоруссии, которая забыла лукашенковский период, как ночной кошмар. Но первый вопрос, который возникает с учетом опыта того же Киргизии - а почему придете именно вы?
Вот Атамбаев - бывший министр промышленности «кровавого диктатора» Бакиева, потом премьер-министр «кровавого диктатора». Потом, правда, оппозиционер. Как и повсюду. Так Саакашвили был министром юстиции у Шеварднадзе, Ющенко и Тимошенко - соответственно были премьером и вице-премьером у Кучмы, тот же Бакиев - премьером у Акаева, многие вожди ливийской революции до ее начала - верными соратниками Каддафи. Такое, видимо, время - не Гавел и Валенса.
И еще один момент: Атамбаев - не просто пророссийский, но наиболее пророссийский кандидат из тех, кто реально претендовал вчера на президентский пост. Ну, это может и случайность, в конце концов европейская альтернатива для Киргизии даже теоретически не выглядит актуальной. Да и Россия, скорее всего, стремилась повлиять на выбор киргизов. А то без Лукашенко она оставит Белоруссию своими заботами.
Читайте также: Судьба Центральной Азии
И дело не только в российских заботах. Если коллега Дубовец пишет, что «режим - это Лукашенко», то это такая приятная иллюзия. Сейчас, разумеется, ею можно себя тешить. Но если после Лукашенко придет белорусский Атамбаев, то тешить себя ею будет гораздо сложнее. Нет, для сохранения душевного спокойствия можно будет объяснить все происками Кремля, это вещь надежная. Наверное, поможет.
Другое дело, как только человек занимает высший пост, границы этой пророссийскости, каким-то странным образом сокращаются. Во время «оранжевой» революции в Украине пришла в голову мысль: самым большим разочарованием для Запада будет победа Ющенко, самым большим разочарованием для России - победа Януковича. Но я и не надеялся, что жизнь исполнит обе части полушутливого прогноза.
Так и президент Атамбаев, вопреки надеждам одних и страхам других, не сдаст свою страну России. Но киргизский опыт свидетельствует, что революции никогда не оправдывают порождающих их ожиданий.
Перевод: Светлана Тиванова