Приднестровское телевидение сообщило, что в Тирасполе и других городах Приднестровья была арестована «международная» группа агитаторов и «политтехнологов», прибывшая в непризнанную республику с заданием дискредитировать одного из конкурентов на пост «президента Приднестровской республики». У задержанных были молдавские, украинские и российские паспорта; они были хорошо оснащены и располагали большими суммами денег, ввезенными в регион незаконно. Согласно информации, подготовленной «журналистами» из «министерства внутренних дел», один из членов группы принимал участие в украинской оранжевой революции и в протестах 7 апреля 2009 года в Кишиневе.
Это не единственное свидетельство того, что Тирасполь строит вокруг себя баррикады, пугая призраком революции. Многие «неправительственные организации» недавно подписали призыв к Смирнову принять меры против повторения сценариев «цветных революций» соседних стран в Приднестровье. А Смирнова долго уговаривать и не надо. Милиция и секретные службы уже начали предпринимать насильственные акции, призванные устранить кандидатов, способных поставить под угрозу «избрание» Смирнова «президентом» на пятый срок.
Арест группы состоялся за день до того, как в Москве было возбуждено уголовное дело по поводу исчезновения в 2007 году 160 миллионов российских рублей, предоставленных Приднестровью в качестве гуманитарной помощи. Среди подозреваемых числится также сын Игоря Смирнова. Почему же Москва делает это только сейчас? А потому что уверена: только сейчас для Тирасполя настало время перемен. Таким образом Кремль призывает сепаратистского лидера прислушаться к совету и не выставлять свою кандидатуру на выборах, открывая дорогу следующему поколению политиков к руководству сепаратистским регионом.
Москва нуждается в ребрендинге Приднестровья, в модернизации устаревшего, покрытого пылью образа. Режим советского образца с замашками осажденной крепости, паразитирующий на ностальгии России по имперским временам, компрометирует Москву, заставляя ее быть и адвокатом, и спонсором сепаратистов. Смена власти создала бы видимость того, что в Приднестровье действуют демократические механизмы, что его власть представляет местное население, а это, в свою очередь, способствовало бы усилиям Москвы представить Тирасполь в качестве равной стороны в переговорах с Кишиневом.
«Игорь Смирнов многое сделал для республики, однако, он управляет ею уже 20 лет и баллотируется уже пятый раз. Атмосфера концентрации власти в одной руке, которую Смирнов создал вокруг себя, привела Приднестровье в состояние глубочайшего кризиса», - заявил недавно глава администрации президента Российской Федерации Сергей Нарышкин. «Между страдающим населением и узким кругом приближенных Смирнова выросла огромная пропасть», - добавил он. Чтобы продемонстрировать, что это не шутка, за заявлением Нарышкина последовало объявление Роспотребнадзора о возможности прекращения поставок приднестровского коньяка в Россию по причине его низкого качества. Этот шаг был расценен как свидетельство «отчаяния» Москвы, у которой нет других рычагов давления на сепаратистов. А это даже отдаленно не соответствует истине. Кремль обладает множеством рычагов, которые не пускает в ход только потому, что не считает нужным это делать. По крайней мере, пока он воздерживается от использования всего потенциала своего «дара убеждения».
Тирасполю предстоит выплатить «Газпрому» 3 миллиарда долларов за поставленный газ, а приднестровские пенсионеры каждый месяц получают из российского бюджета надбавку в размере 15 долларов. Вне зависимости от того, получится у Москвы устранить Смирнова или нет, она все равно выигрывает в глазах Запада, так как пытается вести «ротацию кадров».
Однако Смирнов заявил, что не намерен сдаваться до тех пора, пока не добьется, как он говорит, официального признания сепаратистского региона. Он предпринимает различные шаги, цель которых одна – продемонстрировать, что он является единственным защитником независимости самопровозглашенного государства. Новый таможенный пост в селе Похребя и другие провокации являются частью его предвыборной кампании. Его не останавливает даже тот факт, что в антисмирновской кампании принимает участие сам премьер-министр РФ Владимир Путин, направивший письмо с выражением поддержки другому кандидату – Анатолию Каминскому, председателю так называемого Верховного Совета Приднестровья, лидеру партии «Обновление». Люди Смирнова пытаются убедить всех в том, что на самом деле приднестровские выборы не волнуют российского премьер-министра, когда говорят о предательстве некоторых чиновников из Москвы, перешедших на сторону Запада.
Смотрите также: Приднестровье отмечает 20 лет независимости
Действительно ли сепаратистский лидер настолько дерзок, что решился открыто бросить вызов Кремлю? Скорее речь идет об отчаянном цеплянии за власть самого Смирнова и его окружения, о патологическом страхе перед последствиями, которые ждут его в случае потери поста бессменного лидера Приднестровья. Эдакий синдром Каддафи в миниатюре.
Между тем Тирасполь попал под наблюдение многочисленных западных эмиссаров, которые настаивают на официальном возобновлении переговоров до конца этого года. Их девиз – ни снег, ни дождь не могут остановить процесс урегулирования приднестровского конфликта. Даже, если неизвестно, куда это процесс может завести.
Перевод: eNews