Более десяти лет официальные Киев и Москва не могли придти к соглашению относительно интерпретации содержания старой ЗСТ (созданной еще в 1993 году). Украинская сторона настаивала на сугубо экономическом наполнении этого образования - максимальная либерализация торговли, вместе с тем российскую интересовал преимущественно политический аспект - курс на формирование надгосударственных органов власти. 17 октября 2011-го Украина и РФ неожиданно пришли к компромиссу, на следующий день соглашение о ЗСТ было подписано. Его единственный оригинальный экземпляр (кстати, на русском языке) хранится в Исполнительном комитете СНГ, странам-подписантам предоставлены (или же должны быть предоставлены) заверенные копии.
Вместе с тем в информационное пространство попал проект Договора о ЗСТ, который - судя по заявлениям российских и украинских политиков, сообщений и трактовок в СМИ, по меньшей мере, созвучен оригиналу. Первое впечатление от проекта - подготовлен профессионально и не является декларативным. Обозначить контуры торгового объединения между странами-членами ВТО (Украина, Армения, Молдавия, Киргизстан) и ее потенциальными участниками (прежде всего Россией, Узбекистаном) - сверхсложная задача и с ней якобы справились. Однако профессионализм подготовки связан не только с юридическими нюансами. Если в Санкт-Петербурге был подписан именно этот проект, то в обертку ЗСТ стороны упаковали... таможенный союз. Если не в его классическом понимании (традиционно такое образование предусматривает унификацию таможенных тарифов), то частично - предусмотрены, в частности, механизмы согласования таможенной политики относительно третьих сторон и даже некоторые ограничения в правах регулирования валютных расчетов. В сущности, торговый режим, который мог быть зафиксирован 17 октября в Петербурге, - условно говоря, что-то среднее между ЗСТ и таможенным союзом. Подписанное соглашение может быть имплементировано в случае ратификации парламентами.
Удобен ли договор Украине? Да. С экономической точки зрения, с учетом условия, что его реализация не отразится на торговой деятельности в границах ВТО. Однако такая ситуация маловероятна учитывая позицию руководства России: тамошний премьер Владимир Путин уже обозначил перспективу политической интеграции - курс на создание «Евразийского союза». Так что, не исключено, что документ постигнет судьба Соглашения о создании зоны свободной торговли, подписанный в Москве еще в 1994-м и не ратифицированной парламентом РФ. Для справки: сугубо формально межправительственные договоренности о ЗСТ между Украиной и РФ были достигнуты еще в 1993 году и действуют с исключениями, которые фактически делают их никчемными. Вопреки этому проект Договора достоин беглого анализа, так сказать , без претензии на основательное исследование - невозможно распутать клубок торговых потерь, в который попадет Украина (при отсутствии позиции ВТО и ее отдельных членов относительно появления нового интеграционного объединения, с учетом сохранения в пределах ЗСТ таможенного союза между РФ, Казахстаном, Белоруссией и вероятно, Киргизстаном и т.п.).
Экономическое содержание
Ключевой является ст. 2 Договора о ЗСТ: «Сторона не применяет пошлин и других платежей, эквивалентных пошлине, относительно экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, который поступает с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в Приложении 1, что является неотъемлемой частью настоящего Договора». Это Приложение определяет товарные позиции, для которых таможенные платежи сохраняются. Перечень незначительный (если сравнивать с действующими ограничениями, например, в торговле между Украиной и РФ), но принципиальный.
Первое и, наверное, главное - энергоносители - 73,4% от украинского импорта из стран СНГ, по итогам 2010-го. Цена вопроса для нашей страны - $19,6 миллиарда, по данным Госкомстата. Природный газ почти монопольно поставляла Россия ($9,4 миллиарда). Нефти и продуктов из нее Украина импортировала на $8,1 млрд (в том числе на $4,1 миллиарда - из РФ, на $1,5 миллиарда - из Белоруссии). Согласно Приложению 1, в пределах ЗСТ россияне будут растамаживать энергоносители «по специальной формуле», а белорусы - так же, как россияне. Это значит, что удешевление голубого топлива и черного золота вследствие либерализации торговли для нашей страны не предусмотрено. Правда, в пункте 15 ст. 2 говорится о поэтапном снижении экспортных пошлин (вплоть до отмены), зафиксированных в Приложении 1. Но выполнение экономического обещания скорее всего должно быть результатом политического «бракосочетания».
Второе, третье, четвертое и остальное - важное для Украины - в договоре учтено полностью или частично. ЗСТ пойдет на пользу отечественным металлургам. Крупнейшую выгоду будут иметь производители труб, которые экспортируют в страны СНГ 71,2% продукции. На металлургическое сырье, полуфабрикаты и изделия из него ограничения почти не распространяются. Украина будет ограничивать экспорт феррохромникеля, стали нержавеющей в слитках, штейна медного и т.п., но доля этих позиций в общем объеме экспорта очень незначительна - меньше чем 0,1%, и погоды на рынке эти ограничения не делают. Очевидно, экспортные пошлины на определенные товары призваны защитить прежде всего внутренний рынок.
Читайте также: СНГ «на правильном пути»
Снятие таможенных платежей для производителей-экспортеров-импортеров механического, дорожного, электрического оборудования, машин, механизмов, транспортных средств и т.п. - приятная топ-новость для всех участников договора. Для Украины выгода сопоставима с металлургией (если не больше).
Россия - один из крупнейших рынков для украинских производителей пищевых продуктов. А в страны СНГ мы поставляем намного больше продовольствия, чем у них покупаем. Так, например, в 2010 году Украина импортировала на $200,8 млн свинины, из СНГ - ни одного килограмма, а экспортировала, по официальным данным, на $2,04 миллиона только в Россию. Похожая ситуация (но с другими цифрами) с мясом птицы, других животных, зерновыми и т.п.. Если же оценивать ситуацию на глобальном рынке, то либерализация торговли продукцией АПК в пределах СНГ - колоссальный потенциал для аграриев. Скажем, в прошлом маркетинговом году РФ экспортировала 18,5 млн т пшеницы (четвертое место в топ-10, по данным МВФ), Украина - 9,33 миллиона (шестое место), Казахстан - 7,87 миллиона (седьмое). Согласование интересов (неминуемое следствие открытия рынков в пределах СНГ) даст возможность, по меньшей мере, укрепить позиции всех сторон в глобальном пространстве, не говоря о европейском. Для справки: совокупное экспортное предложение пшеницы от США и Канады за аналогичный период составляло 42,9 миллиона т, ЕС - 22,1 миллиона. Вместе с тем исторический опыт не дает оснований для оптимизма в этом контексте. Кто гарантирует, что в погоне за имиджем «житницы» или даже просто за «баксами» на глобальном рынке внутренний не захлестнет агфляция?.. Вопрос актуальный не только для украинцев, а и для россиян, казахов. Уже несколько лет подряд продовольствие дорожает опережающими темпами (например, на протяжении 2010-го мировые цены на пшеницу увеличились на 84%), возрастает официальная и скрытая безработица... Очевиден не только потенциал, а и риски интеграции.
Рынок СНГ - клондайк для украинских производителей сыра ($425,5 миллиона из заработанных в 2011-м, $426,8 миллиона, экспорт в РФ - $367,3 миллиона), шоколада и кондитерских изделий ($667,3 миллиона из $756,4 миллиона соответственно), алкогольных напитков ($300,7 миллиона из $380,3 миллиона). Договором о ЗСТ ограничение на ввоз украинской водки предусмотрели лишь Казахстан и Киргизстан. По другим обозначенным позициям ограничений нет. Хотя и Белоруссия, и Казахстан, и Молдавия, и Таджикистан, и РФ ввели пошлину в объеме $340 за 1 тонну на импорт украинского сахара. Официальный Киев в долгу не остался и установил пошлину в 50% от инвойса. Но это - тема отдельного анализа. Заметим лишь, что в 2010-м мировые цены на сахар возросли на 55% и этот тренд наблюдается до сих пор.
Политический бэкграунд
Отдельная история - согласование норм Договора о ЗСТ с обязательствами Украины в границах ВТО. Нужно понимать, что все эти обязательства зафиксированы, в частности, в ряде двусторонних и многосторонних соглашений с другими государствами, а во многих случаях - детализированы вплоть до товарных позиций. Либерализация таможенных границ в пределах СНГ для многих украинских партнеров может оказаться как приятной, так и досадной неожиданностью. Это не означает, что участие Украины в ВТО исключает возможность образования ЗСТ с Россией. Более того, нормы Договора о ЗСТ во многом вытекают из принципов функционирования ВТО и подтверждают их. Вопросы могут возникнуть на этапе реализации норм договора, который предусматривает, в частности, странные вещи: например, «несанкционированный реэкспорт» в третьи страны (под которым понимается вывоз товаров без письменного разрешения уполномоченного органа страны происхождения) и т.п.. Но эта проблема - сейчас сугубо теоретическая, ведь на практике красивые экономические договоренности в пределах СНГ могут разбиться об суровую политическую действительность.
Сам по себе Договор о ЗСТ не содержит статей политического содержания, но это чувствуется из контекста событий. 17 лет Россия не шла на экономические уступки Украине, защищая свой внутренний рынок. Вместе с тем официальному Киеву предлагали встречные политические проекты на манер ЕВРАЗЭС, ЕЭП, Таможенного союза... За это время все эти словосочетания стали раздражителем для национально сознательной элиты Украины, ведь де-факто они были лишены реального экономического содержания. С подписанием Договора о ЗСТ эта линия Белокаменной не прерывается. Новая фишка - Евразийский союз... Идея принадлежит российскому премьеру Владимиру Путину, в одном из октябрьских телевизионных интервью он прямо заявил: «Советский Союз распался. А что такое Советский Союз? Это Россия и есть, только называлась по-иному...» Намек в Киеве якобы услышали.
«Подписание Договора о зоне свободной торговли со странами СНГ и подписание соглашения о зоне свободной торговли со странами ЕС - это два пункта одного плана: открытие для украинской экономики внешних рынков, которые необходимо для стабильного экономического развития нашей стране», - подчеркнул отечественный премьер Николай Азаров после подписания договоренностей в Петербурге. Эта риторика может свидетельствовать, что официальный Киев старается возродить стратегию многовекторности времен президентства Леонида Кучмы, которая, похоже, Кремль бесит. «Мне кажется, что угроза настоящему соглашению (договору о ЗСТ. - Ред.) главным образом вытекает из проекта соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, который Украина сейчас готовит», - откликнулся ответственный секретарь комиссии Таможенного союза и заместитель генерального секретаря ЕВРАЗЭС Сергей Глазьев, подчеркнув, что это сказано «специально для Украины».
При таких обстоятельствах вообще полезный для Украины Договор о ЗСТ скорее всего будет отложен до новых веников.
Перевод: Антон Ефремов