Двадцать лет назад, 6 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина была прекращена деятельность КПСС – Коммунистической парии Советского Союза. Ее организационная структура была распущена, ее имущество – конфисковано.
О том, остается ли до сих пор живым что-то из идеологического наследия КПСС и является ли наследником КПСС нынешняя партия власти, рассуждает Глеб Черкасов, редактор отдела политики газеты «Коммерсант».
– КПРФ стала наследницей КПСС?
– Ни в коем случае! КПРФ стала наследницей Компартии РСФСР, созданной в 90-м году. Тут дело даже не территориальном совпадении, а в том, что Компартия Ивана Полозкова изначально была в оппозиции. Она изначально была попыткой создать противовес команде Ельцина. КПРФ в первую секунду своего рождения тоже была в оппозиции. Ей никогда не удавалось толком прикоснуться к государственным ресурсам. И вот это ощущение того, что партия вечно в оппозиции, формирует сознание людей, которые состоят в этой партии.
С другой стороны, в Компартию все чаще приходят люди, которые видят в этом не столько защиту коммунистических идеалов или народно-патриотическую риторику, а единственную реальную оппозицию, которая хоть как-то может защитить свои голоса. За счет этого притока, Компарии все сложнее удерживать внутреннее единство, потому что она очень разнородна внутри. Весь цикл между выборами Зюганов пытается удержать некое равновесие. В этом смысле, конечно, КПРФ не наследник КПСС, хотя КПРФ считает себя наследником, продолжателем истории и пишет, что эта партия – «продолжатель дела Ленина – Сталина».
– А кто тогда принимал эстафету КПСС? Надо ли понимать, что это «партия власти»?
– Нет, у КПСС нет наследников по прямой. И то, что по лекалам КПСС пытаются построить «Единую Россию», это не наследование – это попытка подобрать лежащие на земле некие атрибуты власти и приспособить их к современным реалиям. В каком-то смысле это удается. Потому что сделать политическую карьеру без членства в «Единой России» практически невозможно.
Читайте также: Пожизненный Путин
Так или иначе, надо вступить во взаимодействие с этой партией. С другой стороны, «Единая Россия» еще не успела влезть во все остальные сферы наследия настолько, чтобы, скажем так, научную карьеру надо было делать при помощи партбилета или артистическая карьера была бы невозможна без членства в первичном отделении «единороссов». В этом смысле, конечно, «Единой России» до КПСС еще очень далеко.
– Сейчас, спустя 20 лет, традиционные идеи коммунизма существуют в каком-то живом виде? Есть ли у них какое-то продолжение?
– Если посмотреть на лозунги, с которыми они выходят на 94-ю годовщину Октябрьской революции – «Вернем украденную Родину», «Защитим русских», «Возродим дружбу народов», «Правительство министров-капиталистов в отставку» (это их официальные лозунги на сайте) – то, конечно, это отражение того что представляет из себя нынешняя идеология КПРФ. «Защитим русских», «Возродим дружбу народов» – это никакого отношения к коммунистической идее не имеет. «Правительство министров-капиталистов в отставку», «Вернем украденную Родину» – это настолько широкий лозунг, что под ним может подписаться кто угодно, в том числе и «Единая Россия».
– А лозунг «Построение коммунизма»?
– Нет, этого давно нет. Это, может быть, лишь спрятано где-то достаточно глубоко в программе – как дальняя цель.