Вашингтон — Последние два тяжелых американских ледокола устарели и находятся в плохом состоянии. Между тем Конгресс и Белый дом спорят о том, как реагировать на таяние полярных льдов, повышающее ставки в области экономики и безопасности в арктическом регионе.
В пятницу Палата представителей работала над бюджетом береговой охраны, предусматривающим списание Polar Star, который останется последним хоть в какой-то мере годным для выхода в море ледоколом после того, как в ближайшем будущем будет списан второй ледокол - Polar Sea.
Белый дом в четверг заявил, что он «категорически против» этого проекта, так как списание Polar Star может «пробить значительную брешь» в рядах ледокольного флота США. В Сенате сенатор-демократ от Вашингтона Мария Кантуэлл (Maria Cantwell) пытается блокировать списание кораблей с помощью поправки к бюджету береговой охраны. Корабли базируются в окрестностях Сиэтла и обеспечивают несколько сотен рабочих мест.
«Нашей стране нужны ледоколы, - заявила она на заседании комитета. – На фоне размещения Россией в Арктике большого количества войск и покупки китайскими инвесторами частей Гренландии это становится вопросом национальной безопасности».
В необходимости американского присутствия в Арктике никто не сомневается. В своем докладе, подготовленном в прошлом году, Исследовательская служба Конгресса заявила, что сокращение полярной ледяной шапки приведет к росту коммерческого и военного судоходства в регионе и к более активной разведке нефтяных и прочих ресурсов.
Это делает востребованными функции ледоколов в областях защиты суверенитета и экономических интересов США, мониторинга судоходства, охраны правопорядка, а также проведения поисково-спасательных работ и научных исследований.
«Нам отчаянно нужно, чтобы береговая охрана и администрация сделали, наконец, то, о чем мы их просим уже больше 10 лет — определили, в чем заключаются наши задачи в Арктике», – заявил конгрессмен-республиканец от Нью-Джерси Фрэнк Лобиондо (Frank LoBiondo), возглавляющий подкомитет по береговой охране комитета Палаты представителей по транспорту и инфраструктуре.
По его словам, содержание двух ледоколов в доках обходится в десятки миллионов долларов в год, и он надеется, что попытка Конгресса их списать подтолкнет администрацию решить, флот какого размера нужен в будущем.
Конгрессмен-республиканец от Аляски Дон Янг (Don Young) выступает против списания ледоколов и, напротив, хочет увеличить их число любым возможным способом, заявил его пресс-секретарь Люк Миллер (Luke Miller). Янг внес в Конгресс законопроект, который должен позволить береговой охране заключить долгосрочные договоры лизинга еще на два новых ледокола.
Предполагалось, что срок службы ледоколов составит 30 лет. Polar Star, вошедший в строй в 1976 году, находится в доке в Сиэтле на консервации с 2006 года. Polar Sea, вошедший в строй в 1978 году, в прошлом году перенес поломку двигателя и вышел из строя. У береговой охраны есть еще один – средний – ледокол Healy, используемый в основном для научных исследований.
Белый дом утверждает, что ранее Конгресс одобрил выделение средств на расконсервацию Polar Star до конца следующего года и продление его срока службы на период от семи до 10 лет. Это, по мнению администрации, «позволит Соединенным Штатам стабилизировать существующий ледокольный флот до тех пор, пока не будут окончательно определены долгосрочные требования к его потенциалу».
Еще по теме: Приватизация атомных ледоколов
Кантуэлл ссылается на оценки, согласно которым береговой охране требуется минимум шесть тяжелых ледоколов и четыре средних, чтобы соответствовать задачам, стоящим перед береговой охраной и ВМС.
Даже в этом случае США будут отставать от России. Исследовательская служба Конгресса в прошлом году заявила, что, по одной из оценок, российский ледокольный флот состоит из 25 судов, в число которых входит шесть активных тяжелых ледоколов. У Финляндии и Швеции имеется по семь ледоколов, у Канады шесть, утверждает ИСК.
Исследовательская служба предполагает, что продление срока службы существующих ледоколов на 25 лет должно стоить около 400 миллионов долларов за каждый по ценам 2008 года. При этом она считает, что замена ледоколов будет стоить от 800 до 925 миллионов долларов.
По словам Кантуэлл, модернизация ледокола займет пять лет и потребует работы более 300 человек, а для строительства нового могут потребоваться восемь лет и более 1000 рабочих.