Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не дать забетонировать: отход от Европы сделает украинцев бесправными

© коллаж ИноСМИрезолюция Европарламента по вопросам украины
резолюция Европарламента по вопросам украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представители отечественного руководства в последнее время словно поставили перед собой цель доказать, что «Европа - это что-то одно, а Украина - совсем другое». Пренебрежительное комментирование событий в ЕС: Янукович на заседании правительства призывает искать рынки там, «где сохраняются высокие темпы роста экономики». Ведь «мы видим, как замедлились темпы в Европе» - не то, что в Азии или Тихоокеанском регионе. Или на Кубе, где недавно побывал гарант.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, власть может попробовать разрушить возможности для любого человека самостоятельно зарабатывать деньги, развивать дело, расти профессионально, делать карьеру и т.п. - все только при посредничестве правящей группы.

Представители отечественного руководства в последнее время словно поставили перед собой цель доказать, что «Европа - это что-то одно, а Украина - совсем другое». Пренебрежительное комментирование событий в ЕС: Янукович на заседании правительства призывает искать рынки там, «где сохраняются высокие темпы роста экономики». Ведь «мы видим, как замедлились темпы в Европе» - не то, что в Азии или Тихоокеанском регионе. Или на Кубе, где недавно побывал гарант.

Спикеры низших чинов стараются смеяться над европейским кризисом, над разногласиями еврочиновников, над протестами и стычками на социальной или этнической почве. Параллельно происходят шаги для интеграции в российское пространство: на рубли переводят расчеты за газ, звучат тезисы о приближении к Таможенному союзу. Масс-медиа копируют российские программы и фильмы, привлекают второстепенных представителей тамошнего шоу-бизнеса, насаждая атмосферу «нью-совка». Посему создается стойкое впечатление, что именно в этом заключается видение «идеальной страны» нынешними вельможами - в воспроизведении удобных для Банковой проявлений «развитого социализма».

Западное - значит чужое

Такая система должна обеспечить воспроизводство самой себя и сохранение на должностях нынешних членов правительства бесконечно долго. Цель читается в многочисленных высказываниях представителей партии власти на разных уровнях. Регионал Василий Киселев, еще в 2007-м, комментируя обыск на квартире у экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, опровергал политический характер этих действий оригинальным, тем не менее, искренним утверждением: это не может быть политикой, так как Луценко, когда потерял должность, стал «никто и фамилия его никак».

 

Читайте также: Этот загнивающий Запад


Статус, посему, для представителей ПР (а Киселев тогда был заместителем руководителя фракции) определялся лишь принадлежностью к правящему эшелону. По этой логике, лишенных власти можно преследовать, и они... сами виноваты в преследованиях. Так Киселев ныне утверждает: «Если бы оппозиция вела себя толерантно по отношению к этой власти, то на что-то, наверное, закрыли бы глаза». К мысли депутата присоединяется и глава фракции ПР Александр Ефремов: дескать, «людям надоело противостояние», и все должны поддерживать руководство или молчать. А если нет - пусть готовятся?

В пределах такой системы очень важно показать людям, что сопротивление не просто невозможно или опасно, а и бессмысленно, так как власть лучше знает, как вести дела. Впрочем, этот тезис весьма сомнителен. Власть эффективно защищает лишь собственные интересы - например, затраты на здравоохранение  для всех граждан сопоставимы с сумами, которые выделяются на удержание госаппарата (с вертолетами и предметами роскоши включительно). Внимание общества к последним вызывает раздражение чиновниковв. Так, Ефремов не понимает, почему вообще речь идет о вертолетах Януковича: они якобы «стоят копейки». Такое утверждение не вяжется с ежечасными призывами правительства к экономии, но для вельмож это не проблема. То, что касается их нужд, должно быть вне обсуждения.

Понимание власти как чего-то сакрального, что возвышает ее представителей среди простых смертных, - корни многих курьезов и вполне серьезных проблем для регионалов. Но вельможи стараются убедить граждан, что «так же делается везде» (утверждение Анны Герман, якобы «во всем мире» для проезда главы государства перекрывают полгорода, уже является хрестоматийным).

На этом фоне полноценная интеграция в Европу - т.е. воплощение на практике ценностей открытости, равенства перед законом, уважения к правам и собственности других - прямо противоречит инстинктам и привычкам нынешней номенклатуры. Так вот культивируемый в последнее время скепсис относительно Европы, который прорывается практически во всех публичных выступлениях вельмож, похоже, имеет прагматическую внутреннюю задачу: отбить у населения желание искать другие модели, более чувствительные к правам человека.

Россия - братья навек. И образец для подражания

Вместе с тем «сближение» с Москвой целиком вписывается в модель Украины от Януковича и К°. Как показывают социологические исследования (R&B Group), в августе этого года 26% опрошенных в Украине вообще (36% на юго-востоке) считали РФ «братской», 25% вообще (34% на юго-востоке) - «дружеским» государством. Хорошее отношение к Кремлю, таким образом, видится естественной частью политической программы ПР. Но в «новой стране», которую строит руководство, провозглашение близости, дружбы и «нормализации» отношений имеет другое важное значение.

В России существует властная модель, которую украинская номенклатура, очевидно, хотела бы принять за образец. Дружба с Москвой является частью «советского» архетипа. Там - «свои» для украинской власти. Ценности «Русского мира» с сакрализацией вождей и идеей государственного величия как компенсатора за неудачи в социальной политике - целиком комфортны для руководства в Киеве. В конце концов, российская модель весьма привлекательна как образец «мобилизации ресурсов».

 

Читайте также: Украина смотрит в другую сторону


Проще говоря, взятие под контроль большого бизнеса и уничтожение, подчинение чиновнику или «олигарху» - среднего и малого. Логично, что не станет сюрпризом, если в ближайшие годы структура собственности большого бизнеса в Украине, которая за последние два года существенно трансформировалась, изменится еще сильнее: среди его обладателей могут появиться оффшорные или украинские предприятия, происхождение которых будет прослеживаться от вполне конкретных лиц из ближайшего окружения гаранта.

Деловые СМИ уже констатируют первые проявления значительных переделов в топливной области (монополизация газоснабжающих компаний), на земельном рынке (в контексте разрешения на продажу земли, а также вынужденный пересмотр долгосрочных арендных отношений); в бизнес-среде упоминают предложения - «от которых трудно отказаться» - продать активы, прежде всего высокорентабельные и т.п.. «Основные бизнесмены» нынешней власти будут должны диверсифицировать свои империи, учитывая изменение конъюнктуры на традиционных для себя рынках (металлургия, химия)  или перспективных (агропродукция, ритейл).

Правда, начиная передел бизнеса, вожди Украины могут столкнуться перед необходимостью делиться - с российской стороной. Интересы последней, сформулированные полтора года назад в «письме Сечина», касаются практически всех стратегических областей отечественной экономики и могут быть обеспечены как с использованием имеющихся в Украине российских предприятий и банков, так и созданием новых схем. Одними из первых перераспределенных в пользу бизнеса РФ сфер уже вскоре могут быть производство минудобрений, аграрной продукции, титана, газоснабжение, авиастроение и прочие. А чем более широкая пропасть будет разделять в Украине граждан и власть, тем больше последняя будет искать внешней поддержки - и Кремлю легче будет добиваться от нее выполнения своих пожеланий.

«Молчать, ждать, терпеть»

В этой триаде, провозглашенной президентом Януковичем в запале гнева против протестующих-льготников - квинтэссенция видения властью надлежащего поведения граждан. Дескать, выступают с протестами лишь те, которые чего-то добивались для себя (в случае с льготниками - через суд). Вместе с тем, действительно честные граждане должны ждать, пока до их проблем дойдут руки вельмож.

Вместе с тем высочайшее руководство не собирается принуждать чиновников заниматься проблемами людей. Роль естественного принуждения могли бы выполнять выборы, при которых власть отчитывается перед гражданами. Но слабость оппозиции, контроль над масс-медиа и удобный для манипуляций избирательный закон уменьшают эффективность этого механизма. Если общество не сможет ничего противопоставить названным факторам, выборы-2012 станут торжеством монополизации всех ветвей власти.

Теоретически, чиновничество мог бы принудить к надлежащей работе «просветленный правитель». Янукович раньше любил угрожать «каленым железом» коррупционерам. Однако теперь провозглашена новая концепция: кто ощущает себя не способным «выдержать темп», должен... уйти сам. А правительство останется неприкосновенным. По крайней мере, до декабря. А там, не исключено, и в дальнейшем. Затем безответственность и безнаказанность власти становятся всеобъемлющими. А собирание всех рычагов - административных, правоохранительных, судебных - в одни руки превращает ее в механизм, способный подчинить себе любые альтернативные движения или общественные группы.

Более того, правоохранители, лишенные контроля, чувствуя себя необходимым инструментом режима и его опорной колонной, начинают диктовать свою повестку дня. Год назад уже шли разговоры о «силовом сценарии»: когда власть имитирует или провоцирует насилие («терроризм» и т.п.), использует его как повод для окончательного и формального «чрезвычайного» управления.

Однако тогда запуск такого сценария был признан преждевременным: аппарат, очевидно, чувствовал себя слабее, чем сейчас, - после еще одного года «бетонирования» поля вокруг себя.

Нынешние тезисы президента о «подготовке вооруженных нападений на власть» заставляют задуматься над тем, не  реанимируются ли теперь «чрезвычайные» сценарии. Ведь для спецслужб и силовиков не так уж и сложно сформировать соответствующую мысль руководства государства, определенным образом подавая факты, сгущая краски и играя на определенных фобиях.

А в условиях «чрезвычайных действий» сравнительно легко зачистить все возможные «точки роста» сопротивления, не давая обществу возможности противодействовать.

Защитить собственное пространство

Чтобы чувствовать себя в безопасности, власть может решиться на последний шаг, который отделяет ее от статуса полноценной диктатуры: попробовать разрушить возможности для любого человека самостоятельно зарабатывать деньги, развивать дело, расти профессионально, делать карьеру и т.п. - все только при посредничестве правящей группы. Наиболее беззащитно против власти общество - атомарное: когда есть гражданин, которому не на кого или не на что опереться, кроме нее, и который от нее же таки зависим во всех жизненных вопросах. Это также элемент «совка», и он является наиболее опасным. Ведь касается перспектив каждой личности.

 

Еще по теме: Нарождающийся кризис на Украине


И именно в том,  удастся ли власти получить этот последний элемент неделимого господства в стране, будет заключаться ответ на вопрос, каким курсом и в каком направлении будет двигаться страна.

По большому счету, украинское общество сейчас должно на практике доказать свою европейскую сущность. Она заключается не в географической принадлежности или исторических корнях, а в способности выступить в защиту прав - как собственных, так и другого. Поэтому задачей всех, кто не желает за несколько месяцев оказаться в «нью-совке», является способность к защите от посягательств на законные интересы - как свои, так и тех, кому угрожают. Защита должна быть вполне конкретной, как вполне конкретны нарушения прав (от арестов активистов и незаконной застройки парков до попыток уничтожить чье-то дело).

Хроника последних месяцев показывает, что граждане способны стихийно подниматься на защиту своих прав и интересов. Но если такие выступления будут одиночными, они обречены на провал: несколько сотен протестующих не остановят механизмов своеволия власти. Посему остается работа для оппозиционных политиков: оказывать поддержку тем, кто законно обороняет себя, координировать действия между собой и с общественными активистами. Лидеры мыслей, интеллектуалы кроме поучений могли бы разъяснять гражданам их права, возможность и целесообразность их защиты, апеллировать к украинской и международной общественности, чтобы получить поддержку. Журналисты - распространять истории успеха. Бизнес (разного уровня) вполне способен оказывать содействие ресурсами (для юридической защиты и т.п.), чтобы не быть принужденным сдавать свои дела поодиночке.

Эти вещи представляются элементарными.

Перевод: Антон Ефремов