Бангалор – Недавнее приостановление Мьянмой строительства дамбы Мютсоун (Myitsone) стоимостью 3,6 миллиарда долларов вызвало слухи о трещине в «твердых отношениях» между Мьянмой и Китаем, и одновременно оживило споры относительно степени зависимости Мьянмы от Китая.
Зависимость Мьянмы от ее гигантского соседа действительно огромна - Китай является ее крупнейшим инвестором и крупнейшим же поставщиком оружия, а также третьим по величине торговым партнером - но во всех этих сферах наблюдается спад, по мере того, как Мьянма ищет других партнеров. В противовес ее изображению в западной прессе, рисующей страну как изолированное государство, у которого мало друзей, у Мьянмы на самом деле есть целая серия «ухажеров», которые разными способами пытаются иметь с ней дело.
Еще по теме: Бирманская весна
В то время, как роль таких соседей как Индия, Таиланд и Сингапур в сфере торговли и инвестиций часто становится центром внимания и подвергается анализу, значимость отношений Мьянмы с более удаленным партнером, Россией, проходит по большей части незамеченной.
Привлекая внимание к важности отношений Мьянмы с Россией, Лоуренс Прабхакар (Lawrence Prabhakar), эксперт по Китаю и адъюнкт-профессор в Христианском колледже Мадраса (Madras Christian College), заявил Asia Times Online, что приобретая «оружие и даже, возможно, атомную энергию у России, Мьянма может получить себе пространство для маневра и автономию по отношению к Китаю, а если объединить это с гражданским экономическим сотрудничеством и технической помощью со стороны Индии, фактор Китая в Мьянме может оказаться хорошо сбалансированным».
«Это не значит, что «отлучение» Мьянмы от Китая будет полным, но по крайней мере их связь будет сбалансирована», - считает Прабхакар.
Отношения в секторе военно-промышленного комплекса между Мьянмой и Россией постоянно росли в последнее десятилетие, но они не такие крепкие как с Китаем, который ч 1989 года поставил в страну военного оборудования на 1,6 миллиарда долларов.
Однако, Москва тоже представляет собой важную возможность, в сторону которой поворачивается Нейпьидо.
В 2009 году Китай проиграл России крупный тендер на поставку боевых самолетов. Правительство Мьянмы сделало выбор в пользу России, заключив с ней договор на 570 миллионов долларов на поставку 20 самолетов МиГ-29, отклонив китайское предложение поставить свои новейшие истребители J-10 и FC-1. Самолеты МиГ-29 должны прибыть в Мьянму в 2012 году. Российская авиастроительная корпорация «МиГ» имеет представительский офис в Мьянме с октября 2006 года. По сообщениям, она помогала осуществлять процесс обновления главной военной взлетно-посадочной полосы Мьянмы, авиабазы Шанте (возле Мейктилы).
Россия продала Мьянме десять боевых вертолетов Ми-35 ценой в 71 миллион долларов. В 2001 году Мьянма купила 12 истребителей МиГ-29 и два двухместных учебно-тренировочных самолета у России ценой, по сообщениям, в 130 миллионов долларов. Вдобавок Россия поставила в Мьянму крупнокалиберные артиллерийские комплексы, системы противовоздушной обороны, танки, радары и оборудование связи, среди прочего.
Важной сферой российско-мьянманского сотрудничества является область мирной атомной энергии. В 2007 году Россия достигла соглашения о строительстве ядерного исследовательского центра с реактором на 10 МВт на легкой воде, работающим на уране, обогащенном до 20%, а также лаборатории активационного анализа, лаборатории по производству медицинских изотопов, системы легирования кремния и объектов для переработки и хранения ядерных отходов. Она также взялась обучить от 300 до 500 мьянманских ядерных ученых для этого центра ядерных исследований, что стало частью программы по обучению тысяч мьянманцев в России.
Подробности: Ядерные технологии Бирмы: Россия – сообщница?
В то время как обучающий компонент соглашения реализовывался, строительство ядерного исследовательского центра так и не стартовало. По словам Антона Хлопкова и Дмитрия Конюхова из московского Центра энергетики и безопасности, Мьянма еще не подписала дополнительный протокол МАГАТЭ и не одобрила Протокол о малых количествах, который требует уведомления МАГАТЭ о планах по строительству новых ядерных объектов.
Все это содержалось в условиях, которые должны были быть выполнены до того, как контракт на строительство исследовательского центра вступит в силу. Переговоры между двумя странами, которые прервались осенью 2007 года на фоне протестов монахов, получивших название «Шафранной революции», и пока не возобновлены.
Еще по теме: Спасти Бирму
Хотя планы по сотрудничеству в области гражданской атомной энергетики между Россией и Мьянмой застопорились, уже тот факт, что генералы обратились к Москве, вызвал раздражение в Пекине.
Торговля Мьянмы с Китаем, объем которой составил в 2010 году 4,4 миллиарда долларов, решительно затмевает торговлю с Россией, объем которой в прошлом году составил всего 114 миллионов долларов. Тем не менее, темпы роста российской торговли с Мьянмой увеличиваются - она выросла на 54% в 2009 году и на 110% в 2010. И это важно. В 2010 году в российском экспорте в Мьянму доминировала продукция машиностроения и различное транспортное оборудование.
В отличие от Китая, который доминирует в сфере строительства инфраструктуры в Мьянме - общий объем его инвестиций с 1988 года достиг в январе 2011 9,6 миллиарда долларов, России еще только предстоит заняться какими-либо крупными проектами в этой стране. Однако она уже предприняла первый шаг в данном направлении, когда несколько месяцев назад выиграла контракт на строительство подземного метро в столице страны Нейпьидо. По словам главного архитектора проекта, слова которого приводила радиостанция «Голос России» в августе, сейчас проводятся геологические исследования и разрабатывается проект 50-километровой линии. Россия также участвует в разведке и разработке газа и в горнодобывающих проектах в Мьянме.
Ценность России для Мьянмы связана и с тем фактом, что, как и Китай, она является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
В январе 2007 года Москва вместе с Пекином ветировала продвигавшуюся США резолюцию в Совбезе, которая содержала в себе критику действий мьянманской хунты в области прав человека. Объясняя российскую позицию, представитель стран в ООН Виталий Чуркин отметил, что Москва исходила из того взгляда, что «ситуация в Мьянме не представляла никакой угрозы международному или региональному миру», и что «такое мнение разделяют большое число государств, включая, что наиболее важно, соседей Мьянмы». Он указал на то, что «попытки, направленные на то, чтобы использовать Совет Безопасности для обсуждения вопросов, находящихся вне его компетенции, неприемлемы».
Россия в нескольких случаях даже больше поддерживала Мьянму, чем Китай, в Совете Безопасности ООН. В 2009 году мьянманское правительство начало суд над Аун Сан Су Чи, обвинив ее в предположительном нарушении правил ее домашнего ареста, когда она позволила американцу, который приплыл к ее дому на озере, оставаться там несколько дней. Китай вместе с США проголосовал в поддержку заявления для прессы, содержащего критику решения хунты. В том случае именно Россия решала нелегкую задачу, защищая правительство Мьянмы.
Подробности: Россия и Китай защищают Бирму, а Запад требует санкций ООН
Аналитики также обращают внимание на ту роль, которую Индия могла бы сыграть в создании противовеса китайскому влиянию в Мьянме. Индия, как и мьянманское гражданское общество, уверена, что Дели может сыграть важную роль в процессе демократизации Мьянмы. Индийское правительство, например, рассчитывает на участие в процессе наращивания потенциала в Мьянме, а также готово поделиться своим опытом в построении демократических институтов с мьянманскими властями.
Однако номинально гражданское правительство Мьянмы, кажется, ищет вдохновения и идей несколько в другой стороне. В июле этого года парламентская делегация Мьянмы во главе со спикером Шве Маном посетила Россию в рамках «ознакомительной поездки» для изучения российской демократической модели.
Учитывая их настороженность по отношению к демократии вообще, и в частности, к тому ее дискуссионному и шумному типу, который имеет место в соседней Индии, руководители Мьянмы, которые часто высказывались в пользу «дисциплинированной демократии», обращаются к России за идеями, а у Индонезии хотят получить опыт выстраивания крайне милитаризованного государственного устройства, чтобы демократия не тревожила покой военных.
На фоне последних шагов президента Тейна Сейна в направлении большей открытости и демократии в Мьянме многие сравнивают его с экспериментами советского президента Михаила Горбачева с гласностью и перестройкой. Повторит ли Тейн Сейн судьбу Горбачева? Приведут ли его шаги к началу процесса важных перемен, подобных тем, что Советский Союз переживал двадцать лет назад?
Все выглядит так, будто бы роль России в настоящем и будущем Мьянмы выйдет далеко за рамки простого уравновешивания китайского влияния.
Судха Рамачандран (Sudha Ramachandran) - независимый журналист и исследователь из Бангалора