Берлин – Газопровод «Северный поток» обеспечит Западной Европе достаточное количество природного газа для ежегодного снабжения 26 миллионов домов теплом и более тесно свяжет Европу с Россией.
Это гигантский проект, даже при том, что большая его часть спрятана под водой: «Северный поток», подводная часть которого длиной 760 миль является самым протяженным подводным газопроводом в мире, был торжественно открыт сегодня в городке Любмин на балтийском побережье Германии. Когда он выйдет на полную мощность, он даст Западной Европе 27,5 миллиардов кубометров российского природного газа в год, этого будет достаточно для снабжения теплом и горячей водой 26 миллионов конечных потребителей.
Инфографика: газопровод «Северный поток»
Но трубопровод, построенный в рекордные сроки – всего за 16 месяцев, и обошедшийся в 7,4 миллиардов евро, также свидетельствует и о растущей взаимозависимости России и Европы в энергетическом секторе. Эти отношения вызывают беспокойство.
«XXI век будет веком борьбы за природные ресурсы, - говорит Александр Рар из Германского совета по внешней политике в Берлине. – По всему миру мы увидим новые альянсы ради обеспечения энергетической безопасности».
Для канцлера Ангелы Меркель и российского президента Дмитрия Медведева, которые повернули кран в Любмине, это было радостное событие.
«Северный поток» - еще один шаг в укреплении хороших отношений России с Германией и Евросоюзом», - заявил Медведев. Канцлер Меркель осталась довольна успешной демонстрацией того, как «в XXI веке возможно ответственно реализовывать сложные проекты». «Северным потоком» владеют несколько энергетических гигантов – российский Газпром, немецкие Eon и Wintershall, голландская Nederlandse Gasunie и французская GDF Suez.
Еще по теме: Восточную Европу оставили не у дел
«Северный поток» был крайне неоднозначным с момента задумки в конце 1990-х. Его основная привлекательность для акционеров - подводная нитка от Выборга (рядом с Санкт-Петербургом) и вдоль немецкого побережья, поэтому необходимости платить транзитные платежи таким странам, как Польша, Украина и Белоруссия, нет. Польские политики были взбешены тем, что их исключают из газотранспортного бизнеса, они даже сравнивали этот трубопроводный проект с пактом Гитлера-Сталина. Экологи в странах Балтии, в Финляндии и Швеции были озабочены и без того хрупким состоянием экосистемы Балтийского моря.
Но если и были сомнения – в России или в Европе – в необходимости «Северного потока», то в 2008 году они были развеяны: спор о ценах на газ между Россией и Украиной привел к перекрытию уже существующей газовой трубы, и в итоге поставки газа в Европу использовались в качестве политического рычага на переговорах с Россией, а Европа оказалась отрезана от газа.
«В газовом конфликте между Россией и Украиной нет плохих и хороших, - говорит энергетический эксперт в Кельнском институте экономических исследований Губертус Бардт (Hubertus Bardt). – Обе страны играли в рискованную игру. Но это продемонстрировало Европе, насколько она уязвима».
Еще по теме: каким «Северный поток» войдет в историю
У Европы есть, однако, свой собственный ресурс – деньги. «Россия обеспечивает 25% европейского газа, - отмечает Бардт. - Мы не получим этого без России. Но им нужны европейские деньги. Они показали себя очень надежным партнером, даже во времена холодной войны. Без газа в России рухнет вся экономика и система социальной безопасности».
Тем не менее, Европа продолжает настаивать на диверсификации своих источников энергоресурсов. Другой трубопроводный проект под названием Nabucco призван доставлять газ с Каспийского моря через Турцию в Южную Европу. Одним из сторонников этого проекта является бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер. «Весьма некстати, что мы получаем большую долю газа от стран с сомнительными достижениями в области прав человека», - заявил Фишер в интервью немецкому телеканалу ARD. Но эксперты в области энергетики сомневаются в потенциале каспийских газовых месторождений.
А коли есть такие сомнения, Европа, вероятно, встанет на сторону бывшего босса Фишера, бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, который вместе с тогдашним президентом России Владимиром Путиным довел проект «Северного потока» до реализации.
«Этот трубопровод не направлен против кого-либо или чего-либо, - сообщил Шредер. - Он обеспечит энергетическую безопасность Германии и Европы».