Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киргизия: меж двумя мирами

© коллаж ИноСМИГеополитика Средней Азии и кризис Киргизии
Геополитика Средней Азии и кризис Киргизии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Посреди сравнительно спокойного предвыборного сезона мы съездили в города, поселки и на пограничные посты Киргизии, чтобы взглянуть на рост Китая в Средней Азии. Атмосфера вокруг этих выборов менее напряженная, чем в предыдущие годы, когда правительства свергались при помощи уличных революций, а передача власти сопровождалась этническим насилием. Но новое правительство Киргизии не будет решать судьбу страны в одиночку.

Посреди сравнительно спокойного предвыборного сезона мы съездили в города, поселки и на пограничные посты Киргизии, чтобы взглянуть на рост Китая в Средней Азии. Атмосфера вокруг этих выборов менее напряженная, чем в предыдущие годы, когда правительства свергались при помощи уличных революций, а передача власти сопровождалась этническим насилием. Но новое правительство Киргизии не будет решать судьбу страны в одиночку.

Подробности: Судьба Центральной Азии: СМИ о выборах в Киргизии

Киргизия расположена между сильными державами, и не только географически. Это находит свое отражение в Джалал-Абадском университете, расположенном в третьем по величине городе страны, где соответствующие крылья центральных административных зданий находятся в ведении спонсируемого американским посольством Американского центра и основанного китайским правительством отделения Центра Конфуция. Посредине находится киргизская администрация.

Американский центр обеспечивает студентам курсы английского языка, доступ в интернет (только 25 минут за раз) и набор образовательных фильмов для помощи с английским (включая «Криминальное чтиво», что поразило нас – ибо это, возможно, не самый лучший вариант для изучения английского). В китайском крыле пара убежденных учителей ведет различные языковые курсы для примерно 60 студентов. Лучшие студенты получают оплаченные поездки в Китай. Подсвеченный дисплей на задней стене одной из классных комнат демонстрирует группы таких студентов в Сиане, Шанхае и Урумчи.

За всем этим лежит реальность, состоящая в том, что наиболее распространенным общим языком в Киргизии является русский. Китайский учитель использует его для перевода фраз. Учитель английского в американском центре был русским. Зажатая между горными цепями и великими державами, Киргизия является страной, определяет которую и доминирует в которой то, что ее окружает.

Это наиболее очевидно проявляется в экономике, где страна сейчас почти полностью зависит от реэкспорта дешевых китайских товаров. Еще 20% ВВП обеспечивают выплаты от американского «транзитного центра» возле столицы Бишкека. А большая часть остального обеспечивается за счет денежных переводов тех киргизов, что выполняют черную работу в России. Помимо очаровательных изделий народного промысла (которые все больше вытесняются китайскими подделками), страна сама практически ничего не производит.


Эта зависимость беспокоит руководство государства. Некоторые из них стали очень искусными в игре на взаимных интересах двух сторон, но другие, такие, как бывший министр правительственного уровня, с которым мы встречались, глубоко озабочены тем, куда это все ведет страну. Как выразил это один иностранный обозреватель, базирующийся на юге страны, «стране не позволено развиваться самой по себе».

Но путешествующий по Киргизии легко может увидеть, почему в ней продолжают доминировать те, кто ее окружает. Будучи живописной землей кочевников, она была вынуждена пройти через период индустриализации при советской власти, оставившей государству унаследованную инфраструктуру, от которой оно зависит и по сей день. Но она разваливается на части, и иностранные агентства по оказанию помощи – единственные, кто реально заинтересован в том, чтобы помочь в борьбе с нищетой. Сюда вмешивается и Китай, соседняя держава, которая заинтересована в том, чтобы страна была стабильной и процветающей, чтобы это, в свою очередь, обеспечивало стабильность в слаборазвитой китайской провинции Синьцзян. Китай строит в Киргизии новые дороги, предлагает перерабатывающие мощности для уменьшения зависимости от иностранного энергоимпорта и планирует осуществить железнодорожный проект для связи страны с более широким регионом. Он направляет сюда группы преподавателей из университетов Синьцзяна, чтобы помочь в изучении китайского молодыми киргизами, и даже бесплатно распространял приемники телевизионных сигналов в домах на юге страны.

Это отвечает китайским интересам. Но это также дарит возможности киргизам, которым «достаточно взглянуть на карту», как сказал один бишкекский бизнесмен. Нахождение в середине означает, что ты можешь служить транзитным пунктом. Бизнесмен координирует поставки из Дубая и Гуанчжоу, привозя в Бишкек электронику для реэкспорта ее на российский рынок. Как и нетерпеливые бизнесмены повсюду, он постоянно играл со своим телефоном во время нашего разговора, говоря «следующий вопрос», когда уставал от текущего предмета беседы. Но его успех показывает, что можно сделать, когда ты находишься между кем-то. Имея ученую степень, поверхностное знание китайского, и бегло говоря по-английски и по-русски, он был бы отличным кандидатом для руководства Джалал-Абадским университетом; вместо этого он концентрируется на прибыли. Когда-то он писал статьи для англоязычных изданий, но сейчас этот политический хлам больше не для него, говорит он.

Еще по теме: Китай, Индия, Пакистан и Иран вытесняют Россию из большой игры в Средней Азии

Хорошо это или плохо, но будущее небольшого среднеазиатского государства, такого как Киргизия, будет определяться не правительственными политиками. Их власть никогда не сравняется с властью военных; у них никогда не будет экономического и культурного влияния глобальных держав, которые делают ставки в регионе. Но бизнесмены Киргизии, крупные и мелкие, могут превратить то, что выглядит как зависимость, в возможности. Это урок для многих маленьких стран, зажатых между кем-то и кем-то, географически или иным образом. Возможно, придется вести игру с теми картами, что получил при раздаче, но при наличии ума и решительности и такие карты на что-то сгодятся.

Раффаэлло Пантуччи – консультант в Шанхайской академии социальных исследований. Александрос Петерсен – автор труда «Мировой остров: евразийская геополитика и судьба Запада» (The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West) (издательство Praeger, 2011 год). Они проводят исследования для книги о роли Китая в Средней Азии, результаты их работы можно найти на вебсайте www.chinaincentralasia.com.