Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
МЭА предупреждает: миру грозят необратимые изменения климата

Если инфраструктура, основанная на ископаемом топливе, быстро не изменится, мир «навсегда утратит» шанс избежать опасного изменения климата.

© REUTERS/YOMIURIИзменения климата
Изменения климата
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ближайшие пять лет в мире, вероятно, будет построено столь много электростанций на ископаемом топливе, энергопоглощающих заводов и неэффективных зданий, что удерживать глобальное потепление на безопасном уровне станет практически невозможно, и последний шанс победить опасные изменения климата будет «утрачен навсегда». Таковы выводы наиболее тщательного анализа мировой энергетической инфраструктуры.

В ближайшие пять лет в мире, вероятно, будет построено столь много электростанций на ископаемом топливе, энергопоглощающих заводов и неэффективных зданий, что удерживать глобальное потепление на безопасном уровне станет практически невозможно, и последний шанс победить опасные изменения климата будет «утрачен навсегда». Таковы выводы наиболее тщательного анализа мировой энергетической инфраструктуры.

Все объекты, производящие углерод, построенные, начиная с этого момента, будут производить его десятилетиями, и, как выяснила самая авторитетная в мире организация по энергетической экономике, этот «запирающий» эффект станет тем самым фактором, который приведет к необратимым изменениям климата. Если в ближайшие пять лет эта тенденция быстро не изменится, результаты, весьма вероятно, будут катастрофическими.

«Двери закрываются, - говорит Фатих Бирол, главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА). - Я очень обеспокоен: если мы не изменим сейчас то, как мы используем энергию, мы выйдем за пределы того уровня, который, как говорят нам ученые, является минимально приемлемым для безопасности. Дверь будет закрыта навсегда».

Если мир хочет остаться в рамках показателя в два градуса потепления, который ученые считают безопасным лимитом, тогда уровень выбросов в атмосфере должен не подниматься выше отметки в 450 частиц диоксида углерода на миллион. Сейчас этот уровень составляет 390 частиц на миллион. Но, по опубликованным в среду данным аналитиков МЭА, уже существующая в мире инфраструктура дает примерно 80% этого «углеродного бюджета» . Из этого следует, что возможности для реформирования глобальной экономики и ее перевода на низкоуглеродную основу снижаются с каждым днем.

Если нынешняя тенденция сохранится, и мы продолжим наращивать энергогенерацию с высоким уровнем углеродных выбросов, то к 2015 году как минимум 90% доступного «углеродного бюджета» будет проглочено нашей энергетической и промышленной инфраструктурой. К 2017 году больше не останется места для маневра в принципе - весь углеродный бюджет, согласно расчетам МЭА, будет растрачен.

Предупреждение Бирола поступило в критически важный момент на международных переговорах, посвященных вопросам изменения климата, когда правительства стран мира готовятся через две недели собраться на очередной раунд переговоров в южноафриканском Дурбане. «Если у нас не будет международного соглашения, которое вступит в силу до 2017 года, тогда дверь (для удержания температур в пределах двух градусов потепления) будет закрыта навсегда», - говорит Бирол.

Но правительства стран мира готовятся вновь отложить быстрое завершение переговоров. Изначально целью было добиться принятия какого-то документа, который стал бы преемником Киотского протокола 1997 года, единственного обязывающего международного соглашения по выбросам, после того, как срок действия его положений истечет в 2012 году. Но после многолетних откладываний и задержек все большее число стран, включая Великобританию, Японию и Россию, сейчас выступают за то, чтобы отложить переговоры еще на несколько лет.

Еще по теме: ЕС: Россия осознает необходимость в большей срочности в вопросе соглашения по климату

И Россия, и Япония заявили в последние недели о том, что рассчитывают достигнуть соглашения ближе к 2018 или 2020 году, и Великобритания поддержала данный шаг. Грег Баркер, британский министр по вопросам изменения климата, заявил на встрече: «Нам нужен Китай, и особенно США, и остальные страны BASIC* (Бразилия, ЮАР, Индия и Китай), они должны согласиться. Если мы сможем добиться этого к 2015-му году, то соглашение может быть готово к введению к 2020-му». По словам Бирола, это явно будет уже слишком поздно. «Я думаю, очень важно понимать срочность задачи - наш анализ показывает, что произойдет, если направления капиталовложений не изменятся, а это может произойти только посредством международного соглашения».

И это отнюдь не проблема одного лишь развивающегося мира, как любят представлять это некоторые комментаторы. В Великобритании, в остальной Европе, и в США есть многочисленные планы по строительству новых электростанций на ископаемом топливе, которые внесут значительный вклад в глобальные выбросы в ближайшие десятилетия.

В мае газета Guardian публиковала анализ МЭА, в котором было заявлено, что выбросы углекислого газа в 2010 году рекордно увеличились, несмотря на тяжелейшую за 80 лет рецессию. В прошлом году в атмосферу были выпущены рекордные 30,6 гигатонн углекислого газа от сгорания ископаемого топлива, что на 1,6 гигатонны больше, чем в предыдущем году. В то время Бирол говорил Guardian, что сдерживание глобального потепления в рамках умеренного уровня «окажется лишь красивой утопией», если не предпринять радикальных действий.

Новое исследование лишь подкрепляет эти выводы, демонстрируя во всех подробностях, как нынешний выбор в пользу строительства новой энергетической и промышленной инфраструктуры, вероятно, приведет к гораздо большим выбросам в мире в ближайшие несколько десятилетий, уничтожив надежды на то, что проблему удастся сдержать на управляемом уровне. Данные МЭА считаются своего рода «золотым стандартом» в том, что касается выбросов и энергетики, и в целом рассматриваются как одни из самых консервативных в своих прогнозах - и это делает предупреждение еще более острым. Центральной проблемой является то, что большая часть существующей промышленной инфраструктуры - работающие на ископаемом топливе электростанции, извергающие выбросы заводы, неэффективный транспорт и строения - уже вносят свой вклад в высокий уровень выбросов и будут делать это десятилетиями. Попав в атмосферу, углекислый газ остается в ней и оказывает согревающий эффект в течение примерно века, а промышленная инфраструктура строится таким образом, чтобы использовать ее в течение как минимум нескольких десятилетий.

Еще по теме: Что там слышно по поводу климата?

Тем не менее, несмотря на все более активные предупреждения от ученых, сделанные за последние два десятилетия, даже та новая инфраструктура, которая сейчас строится, возводится по тем же схемам, что и старая, что означает, что появляется «блокирующий» эффект - высокоуглеродная инфраструктура, возводимая сегодня, внесет такой же вклад в объем выбросов в атмосферу, как и предыдущие поколения.

Ссогласно Глобального энергетическому прогнозу (World Energy Outlook) МЭА, опубликованному в среду, «блокирующий» эффект это отдельный наиболее важный фактор, увеличивающий опасность неудержимых изменений климата,

По оценкам климатологов, глобальное потепление на два градуса Цельсия выше доиндустриального уровня знаменует собой предел безопасности, и за этой отметкой климатические изменения становятся катастрофическими и необратимыми. Хотя подобные оценки неизбежно являются неточными, потепление уже на 1,5 градуса Цельсия может вызвать опасный подъем уровня моря и высокий риск чрезвычайной погоды - а лимит в 2 градуса сейчас прописан в международных соглашениях, включая частичное соглашение, подписанное в 2009 году в Копенгагене, по которому крупнейшие развитые и развивающиеся страны впервые согласились ограничить свои выбросы парниковых газов.

Другим фактором, который, вероятно, приведет к увеличению выбросов, является решение некоторых правительств отказаться от атомной энергетики, принятое после аварии на Фукусиме. «Отход от ядерной энергии ухудшает ситуацию», - говорит Бирол. Если страны откажутся от ядерной энергии, результатом может стать увеличение выбросов на величину, эквивалентную нынешним выбросам Германии и Франции вместе взятых. Гораздо больше инвестиций в возобновляемые источники энергии потребуется, чтобы заполнить пробел, но как все это будет происходить, на данный момент неясно.

Бирол также предупредил, что Китай - крупнейшая по уровню выбросов страна мира - должен будет начать играть гораздо большую роль в борьбе с изменениями климата. Годами китайские чиновники заявляли, что выбросы страны в пересчете на душу населения гораздо ниже показателей развитых стран, и поэтому стране не нужно принимать в этом плане такие строгие меры. Но анализ МЭА показывает, что примерно в течение четырех лет выбросы на душу населения в Китае превысят показатели Евросоюза.

Вдобавок, самое позднее к 2035 году, кумулятивные выбросы Китая с 1900 года, скорее всего, превысят аналогичные выбросы стран ЕС, что еще более ослабит аргументацию Пекина, заявляющего, что развитые страны должны нести большее бремя в плане сокращения выбросов, так как они более ответственны за прошлые выбросы.

Еще по теме: Спор о квотах на выбросы углерода угрожает новому соглашению


В последнем интервью Guardian ведущий чиновник Китая по вопросам изменения климата Ци Чженьхуа призвал развитые страны играть бОльшую роль в переговорах, настаивая на том, что развитые страны должны подписаться на пролонгирование Киотского протокола - однако сделать это готов только Европейский Союз. Его слова были с осторожностью встречены другими участниками переговоров.

Продолжая свой мрачный прогноз, доклад МЭА гласит: «Практически нет признаков того, что столь срочно необходимые перемены в направлении глобальных энергетических тенденций имеют место. Хотя восстановление мировой экономики после 2009 года идет неравномерно, а будущие экономические перспективы остаются неопределенными, глобальный спрос на первичную энергию подскочил на заметные 5% в 2010 году, выведя выбросы углекислого газа на новую высоту. Субсидии, которые поощряют расточительное потребление ископаемых видов топлива, подскочили до более чем 400 миллиардов долларов».

Между тем, «неприемлемо большое» число людей - около 1,3 миллиарда - по-прежнему не имеют доступа к электричеству. Если планируется выведение людей из нищеты, эту проблему нужно решить - но предоставление людям возобновляемых форм генерирования электроэнергии по-прежнему весьма дорого.

Чарли Кроник из организации Greenpeace отметил: «Решения, принимаемые политиками сегодня, рискуют передать огромный углеродный долг следующему поколению, долг, за который они заплатят очень высокую цену. Чего очень серьезно не хватает, так это глобального плана и политического рычага для его выполнения. У правительств есть шанс начать менять эту ситуацию, когда они встретятся в Дурбане позднее в этом месяце в рамках следующего раунда глобальных переговоров по проблемам климата».

Один обозреватель, близкий к климатическим переговорам, заявил, что 400 миллиардов долларов субсидий на ископаемые виды топлива, о которых говорит МЭА, - цифра «ошеломляющая», и что способ, которым эти субсидии приводят к искажению рынка, представляет собой огромную проблему в смысле стимулирования к переходу на возобновляемые источники энергии. Он добавил, что комментарии Бирола, хотя и они срочные, и своевременные, вряд ли возбудят Китай или США - два государства-лидера по выбросам в мире - и побудят их к действию на международной арене.

«США не могут ничего предпринять (из-за противодействия республиканцев), да и у Китая нет потенциала что-то делать в этой области на внутреннем рынке. По крайней мере, Китай идет вверх по кривой обучения, накапливает технический опыт и наращивает уровень знаний, в том что касается размещения объектов возобновляемых источников энергии, но параллельно он наносит огромный ущерб окружающей среде своими сжигающими уголь предприятиями, и маловероятно, что он хотя бы захочет в ближайшие годы начать добиваться климатических целей».

Кристиана Фигуэрос, руководитель ООН по проблемам климата, заявила, что выводы доклада МЭА подчеркивают срочную необходимость решать климатическую проблему, но также отметила и тот прогресс, которого в этой области удалось достичь в последние годы. «Это не тот сценарий, которого мы хотели, - сказала она. - Но добиться соглашения - нелегкая задача. То, к чему мы стремимся - это не международное соглашение по окружающей среде - мы стремимся ни к чему иному как к крупнейшей промышленной и энергетической революции, которую мы когда-либо видели».