Если все пойдет по плану и Владимир Путин вернется в президентское кресло в 2012 году, он вновь столкнется с необходимостью модернизировать российскую экономику. Именно этого он и гревший ему место Дмитрий Медведев не смогли достичь за три президентских срока подряд. В четверг встреча рабочей группы по российскому вступлению в ВТО должна завершить 18-летний переговорный процесс, одобрив протокол по вступлению России, крупнейшей экономики в мире за рамками организации. Даже Грузия, воевавшая с Россией в 2008 году, теперь выступает за это. После решения нескольких оставшихся вопросов Россия должна стать формальным членом организации на министерской встрече 15 декабря.
Членство в ВТО предоставит России несколько инструментов для того, чтобы перебалансировать собственную экономику, которая по большей части базируется на продаже нефти. В то время как членство обещает расширение рыночных возможностей для российского экспорта, Москве также придется открыться для иностранного импорта. Должны быть подписаны соглашения, которые станут способом привлечения инвестиций, стимулирования торговли и усиления конкуренции. Однако предыдущие действия российских властей дают достаточно поводов для беспокойства.
Нынешняя политическая элита не склонна к экономическому либерализму. Сдерживание иностранных инвесторов в пользу местных экономических фаворитов, протекционизм во время экономического кризиса 2009 года и российская готовность вступать в торговые войны с соседними странами являются тому доказательством. Они на протяжении длительного времени воспринимают процесс вступления в ВТО как политический, нежели технический: для них снижение налоговых тарифов является уступкой торговым партнерам, а не средством стимуляции торговли и конкуренции.
Они также воспринимают членство как право. Во время двусторонних переговоров с Грузией Путин отметил, что обеспеение российского вступления в ВТО - дело США и ЕС. Таким образом российские власти на высшем уровне продемонстрировали мало близости к принципам ВТО.
Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией является другим ограничением: у него мало экономических предпосылок, а план 2009 года по вступлению в ВТО в виде единого блока чуть было еще больше не отложил вступление России. Были предприняты шаги по согласованию таможенных обязанностей России в союзе и вступлению в ВТО. Тем не менее, проект указывает на то, что Россия использует торговлю в политических целях, стремясь сохранить советские торговые схемы, которые, скорее всего, будут разрушены после вступления в ВТО.
Промышленное и сельскохозяйственное лобби высказывались против вступления, заявляя, что российским компаниям необходимо больше времени на подготовку к международной конкуренции. Однако мало что было сделано для того, чтобы российская промышленность стала более эффективной за последние 18 лет, даже без неограниченной конкуренции.
Трудности членства включают в себя не только экономическую политику - политическая модель, которая установилась России с 2000 года, тоже окажется под ударом. При Путине российские граждане согласились на сокращение политических свобод в обмен на стабильность и экономический рост. В рамках ВТО у Москвы будет меньше возможностей защищать неэффективное производство от иностранной конкуренции. Это может оказаться большой проблемой для 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
Конечно, Россия не получит немедленных благ от вступления. Исследования Всемирного банка показывают, что в долгосрочной перспективе все выиграют, но многим придется столкнуться с изначальными трудностями переезда или переквалификации. Правительству будет сложно доказать свою легитимность, если оно не сможет предоставить достаточных средств для того, чтобы с этим справиться.
Более 50% иностранной торговли России – крупного экспортера нефти – уже не подлежит пошлинам. Однако металлургия и химическая промышленность могут выиграть от расширения доступа на рынок и защиты от антидемпинговых мер. Со временем и другие отрасли извлекут пользу от реструктуризации и увеличившегося производства, стимлируемого возросшей конкуренцией.
России необходим иностранный капитал для того, чтобы проводить модернизацию, и она осведомлена о необходимости создания более позитивного инвестиционного имиджа. Аналитика Всемирного банка свидетельствует о том, что большая выгода для России от вступления в ВТО проявится в увеличившихся инвестициях в российский рынок услуг. Очевидно, что членство в ВТО не убедит осторожных инвесторов, но открытие российской экономики для международной практики может иметь лишь положительный эффект на деловой климат страны.
И все же, чтобы стать по настоящему открытой экономикой, России придется воспользоваться членством в ВТО как трамплином для более масштабных экономических изменений. Именно Путину придется столкнуться с тяжелыми реалиями выполнения условий ВТО, возглавляя элиту, которая предпочитает протекционизм и субсидии, а не серьезные реформы. Однако выгода от членства в ВТО в долгосрочной перспективе должна перевесить изначальные затраты. России сначала придется принять смелые решения о том, какие отрасли действительно являются устойчивыми, и принять меры по защите населения от потрясений, связанных с приспособлением.