Похоже, что новое газовое соглашение между Украиной и Россией неизбежно, хотя пока неясно, на какие именно уступки Москве готов пойти Киев в обмен на снижение цены природного газа. Независимо от масштаба украинских уступок, любая сделка, которая приведет к снижению цены, которую Украина платит за российский газ, будет иметь последствия для отношений Киева с Европейским Союзом и Международным валютным фондом, не говоря уже об отношениях Украины с Россией.
Подробный анализ
Ряд недавних событий указывает на то, что Украина и Россия вскоре заключат новое соглашение, которое снизит цену, которую Украина платит России за природный газ. Хотя ценообразование является для Украины важным вопросом, эта сделка будет иметь политические и экономические последствия для отношений Киева с Россией, Европейским Союзом и Международным валютным фондом.
Уже несколько месяцев Украина и Россия ведут переговоры по пересмотру газового соглашения, подписанного в 2009 году, и эти переговоры, похоже, подходят к концу. В начале ноября министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев заявил, что Киев надеется закончить переговоры с Россией до конца месяца. Затем, 10 ноября, министр энергетики Юрий Бойко объявил, что представители двух правительств работают над «техническими аспектами» соглашения, «принципиальное» согласие по которому было достигнуто президентом Украины Виктором Янукович, его российским коллегой Дмитрием Медведевым и премьер-министром России Владимиром Путиным в сентябре. Это произошло после того, как 8 ноября украинская энергокомпания «Нафтогаз» объявила, что взяла у банковского подразделения Газпрома кредит на 550 миллионов долларов, чтобы оплатить счет, выставленный российским газовым гигантом за октябрь – Россия вряд ли бы разрешила подобное кредитование, если бы на переговорах не был достигнут значительный прогресс.
Подробности: Единственный вариант для Украины: СМИ о скидках на газ
Ценовая сделка критически важна для Украины, которой нужна цена ниже 400 долларов за тысячу кубометров, которые он платит России сейчас. Но ценообразование – не единственный важный аспект потенциальной сделки. В течение всех переговоров с Украиной Россия заявляла, что Киеву придется пойти на большие уступки прежде, чем Москва понизит цену на газ, - например согласиться на слияние «Нафтогаза» и «Газпрома» или присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, которому предстоит расшириться в структуру, называемую Москвой Евразийским союзом. Украина сопротивлялась требованиям России в надежде на то, что переговоры по укреплению отношений Киева с Европейским Союзом дадут Украине рычаг влияния на Россию.
Однако этот рычаг так и не материализовался. Переговоры Украины с Европейским Союзом по заключению соглашения о свободной торговле и ассоциированном членстве оказались под угрозой из-за судебного процесса и последующего тюремного заключения бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. Кроме того, переговоры Украины с МВФ по получению финансовой помощи (которая становится все более необходимой из-за давления, которое оказывают на бюджет высокие цены на газ) застопорились из-за поставленного МВФ условия, чтобы Украина повысила бытовые цены на газ, которое может стоить Януковичу многих голосов избирателей. Все это означает, что договоренности о снижении цен на газ являются для Украины более срочным вопросом, так как более низкие цены на газ снизят необходимость спорных реформ, связанных со сделками с ЕС и МВФ. Таким образом, и те, и другие переговоры будут затронуты этой сделкой, и Москва, несомненно, понимает это.
Все готово к, по-видимому, неизбежной газовой сделке между Москвой и Киевом, но Украина, по-прежнему, должна пойти на уступки России, чтобы добиться договоренности. Таким образом вопрос в том, что предложит Украина. Слияние «Газпрома» и «Нафтогаза» и присоединение к Таможенному союзу на данный момент слишком дорогостоящие для Януковича сделки, так как любая из них вызовет значительное политическое недовольство в стране. Россия прекрасно осознает это и поэтому, вероятно, будет готова принять другие уступки, например, снижение транзитных тарифов или, возможно, какой-то доступ к украинским энергетическим активам, не доходящий до полного слияния. Москва готова принять сделку, не дотягивающую до ее изначальных требований, потому что Россия знает, что Украина постепенно теряет свои рычаги влияния, и в будущем ее можно будет заставить пойти на большие уступки.
Независимо от того, на какие уступки пойдет Украина, очевидно, что грядущее газовое соглашение с Россией будет иметь для Киева политические и экономические последствия на разных уровнях.