Неудачный запуск Россией зонда на спутник Марса указывает на проблемы в некогда передовой космической отрасли, пытающейся восстановиться после утечки мозгов и нехватки бюджета, наблюдавшихся в течение целого поколения.
Беспилотный аппарат, запущенный в прошлую среду в рамках того, что должно было стать первой межпланетной миссией постсоветской России, застрял на околоземной орбите и может упасть в атмосферу в течение нескольких дней.
Подробности: Российский зонд не смог отправиться к марсианской луне
Неудача вывела из себя и ошеломила российских космических чиновников, но не стала сюрпризом для многих ветеранов отрасли, которые считали амбициозную миссию по доставке образцов почвы с марсианского спутника Фобос голубой мечтой.
«К сожалению, чуда не произошло», - заявил опытный космонавт Юрий Батурин в интервью государственной газете «Российская газета».
Несмотря на улучшение ситуации с бюджетом и обещание премьер-министра Владимира Путина возродить чувство гордости в этом секторе, российская космическая отрасль обременена наследием утраченного поколения опытных специалистов, во многих случаях устаревшего наземного оборудования и не менее устарелых конструктивных решений советских времен.
Космическая отрасль в России страдает от того же тяжелого положения, загнивающей и распадающейся инфраструктуры и недостатка эффективного контроля качества, на которые возлагают вину за частые аварии и катастрофы в разных российских отраслях, начиная от угольных шахт и взрывов на дамбах до авиакатастроф.
Подробности: Советская инфраструктура намекает, что ее век подходит к концу
Советский Союз вступил в космическую эпоху более полувека назад, запустив спутник под названием «Спутник», но последние двадцать лет Россия полностью отсутствовала в космосе за пределами околоземной орбиты, в то время как американские аппараты отправлялись в самые отдаленные уголки Солнечной системы. Даже новички в отрасли, такие как Индия, Китай или Япония, отправляли беспилотные миссии на Луну и дальше.
Единственной попыткой постсоветской России отправиться к другим планетам стал запуск зонда «Марс-96», который завершился эффектной аварией аппарата в атмосфере в 1996 году.
Пострадавшая от аварии, Россия ушла из программ изучения глубокого космоса на 15 лет. Аппарат «Фобос-Грунт» стоимостью 165 миллионов долларов, впервые задуманный еще в 1990-е, должен был стать символом ее возвращения в этот сегмент космических исследований.
В результате образовалась целая цепочка унизительных проблем с затратными неудачными запусками, которая омрачила празднование в этом году 50-летия с момента первого полета человека в космос, полета Юрия Гагарина.
«Это очень печально, но это результат сложного периода, который мы переживали в 1990-е годы. Мы работаем практически с нуля», - заявил ведущий ученый проекта «Фобос-Грунт» Александр Захаров.
Космическое агентство «Роскосмос» переживало период проблем с финансированием в значительной степени за счет отправки в космос туристов и иностранных астронавтов, продавая им места в космических капсулах советской конструкции, а также запуская иностранные спутники на ракетах, переделанных из боевых ракет советских времен.
После того, как программа американских шаттлов была свернута этим летом, российские корабли «Союз» остались единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию (МКС), и это обходится НАСА примерно в 350 миллионов долларов в год.
Но России тут нечем гордиться, заявил новый глава Роскосмоса в прошлом месяце, выступая с мрачной речью перед депутатами, в которой он подчеркнул, что за последними неудачами стоят «глубокие» проблемы в самом секторе.
«В то время как другие страны разрабатывают новые вещи, мы вынуждены концентрироваться на старых космических кораблях», - заявил Владимир Поповкин.
Москва сделала чрезмерным приоритетом пилотируемые космические полеты, и она должна вновь сдвинуть фокус своего внимания на исследования глубокого космоса и наблюдения за Землей, предложив больше научных и технологических решений.
В то время как Россия осуществляет около 40% всех космических запусков на Земле, на ее долю пришлось лишь 3% от всего глобального рынка космической отрасли в 2010 году, объем которого составил 267 миллиардов долларов, сказал Поповкин.
Самая серьезная слабость отрасли – в электронике, критически важной для продолжительности жизни спутников, говорит эксперт Рэчел Виллэйн (Rachel Villain) из Euroconsult, консультационной компании, отслеживающей и анализирующей космический сектор более двадцати пяти лет.
«Вот почему у них такой большой опыт в запусках спутников. В 1990-е годы их спутники могли работать всего шесть месяцев, по сравнению с десятью годами у американских», - говорит она.
«Им приходилось продолжать запускать новые аппараты, чтобы они приходили на смену старым, вышедшим из строя».
Сейчас Россия по большей части закупает электронную начинку в Европе. До 80% оборудования, которое ставится на российские космические аппараты – импортного производства, заявил ранее в этом году в интервью государственному информационному агентству «РИА-Новости» бывший глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
Утечка мозгов
Годы недостаточного финансирования лишили отрасль поколения талантливых людей, в то время как сейчас средние зарплаты в 26 000 рублей (850 долларов) в месяц не способны обеспечить прилив свежей крови.
«Раньше мы не работали за деньги, но мы были в центре внимания, на передовой, были гордостью нашей страны», - говорит Reuters советский космонавт и инженер-конструктор, 80-летний Георгий Гречко.
Из примерно 250 000 человек, занятых в этом секторе, 90% - либо старше 60 лет, либо моложе 30, говорят эксперты.
«Середина, целое поколение инженеров, ушла», - говорит Игорь Маринин, редактор космического журнала «Новости космонавтики».
«Это то самое поколение, представители которого должны были бы находиться на ведущих руководящих позициях сегодня. Нам действительно не хватает опыта», - говорит он.
С распадом Советского Союза Москва обнаружила, что производитель служащих в качестве «рабочих лошадок» ракет «Зенит» теперь находится на независимой Украине, а основной космодром – в Казахстане. Новые границы увеличили стоимость, а многие небольшие поставщики отрасли прогорели.
Роскосмос также утратил обширную сеть наземных центров слежения и целый флот кораблей для приема телеметрических данных, в результате российские диспетчеры могли пытаться наладить контакт с заблудившимся «Фобос-Грунтом» только когда он проходил над Россией.
Еще по теме: Сложности Марса
Проблемы омрачили то, что должно было стать одним из самых больших триумфов космической программы в этом веке.
Через несколько месяцев после того, как Россия запустила «Электро-Л» в январе – ее первый крупный высотный метеоспутник за 17 лет – главный метеоролог страны заявил, что его данные – нерезультативны и непригодны.
В прошлом году Россия обещала закончить формирование спутниковой группировки для своей разрекламированной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая рассматривается как конкурент американской GPS, но неудачный запуск привел к тому, что последние три спутника, которые должны были завершить формирование группировки на орбите, были утрачены. Стоимость спутников составляла около 160 миллионов долларов.
Ее репутация в плане коммерческих запусков также получила удар в этом году, когда был потерян построенный в Европе коммуникационный спутник стоимостью 265 миллионов долларов, который должен был обслуживать Россию в ближайшие полдесятилетия.
Даже способность Москвы гарантировать операции на Международной космической станции (МКС) оказалась под сомнением после того, как у нее в августе упал грузовой космический корабль, доставлявший астронавтам на орбите продукты питания и иные грузы. В результате был отложен старт и корабля с новым экипажем, который сейчас должен отправиться в полет в понедельник утром*.
Все эти неудачи вынудили Путина отдать приказ о тотальной проверки российских ракет на предмет безопасности, а Роскосмос – объявить о создании независимого органа по контролю качества.
Россия увеличивала свой космический бюджет на 40% в год в последние пять лет, потратив в 2010 5,5 миллиарда долларов, по данным Euroconsult.
Но ветераны отрасли уверяют, что она на много лет отстает.
«Самое страшное в том, что за двадцать лет все было уничтожено, так что сейчас неважно, что они делают, неважно сколько они платят, чтобы спасти отрасль, ничего не будут достигнуто за 20 дней», - говорит Гречко.
«Нужно по крайней мере десять лет, чтобы все восстановить».