Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Швейцарская компания намерена отказаться от сибирского урана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Швейцарская компания Axpo намеревается отказаться от урана российского перерабатывающего завода «Маяк». Компания указывает на недостаточную прозрачность производственных и экологических условий на заводе: руководство «Маяка» не разрешило представителям Axpo посетить завод, чтобы ознакомиться с условиями производства топлива, обосновав тем, что предприятие находится в закрытой военной зоне.

Швейцарская компания Axpo намеревается отказаться от урана российского перерабатывающего завода «Маяк». В частности, компания указывает на недостаточную прозрачность производственных и экологических условий в этом удаленном от Москвы на 2000 километров регионе. 

Компания Axpo обратилась к французскому поставщику Areva больше не использовать ядерное топливо «Маяка», пока вся цепь поставок не станет полностью прозрачной. Место этого российского предприятия должен занять завод из Северска.

Еще по теме: корабль с урановыми хвостами из Франции


В начале октября делегация Axpo посетила завод в сибирском Северске, чтобы ознакомиться с условиями производства топлива. В то же время в июне этого года руководство «Маяка» отказало компании в аналогичной просьбе. Отказ Росатом обосновал тем, что предприятие расположено в закрытой военной зоне.

Условия производства


Тем не менее, вопрос об условиях производства даже не поднимается, утверждают в Axpo: международные предписания соблюдают как в Северске, так и на «Маяке». Нет никаких признаков превышения максимальных показателей или заражения. Таким образом, швейцарская компания не видит смысла отказываться от текущих договоров на поставку.

В Axpo приступили к детальным проверкам после критики в адрес поставок топливных элементов из России. Так, например, Greenpeace обвинил эти заводы в радиоактивном загрязнении окружающего пространства из-за использования «грязного» урана от поставщиков сырья. 

Так, повышенный радиоактивный фон наблюдается вокруг «Маяка» еще с 1950-х годов, продолжают в Axpo. Обширные участки подверглись долгосрочному заражению, что поставило под удар население и окружающую среду. Тем не менее, власти и руководство предприятия приняли меры по улучшению ситуации, говорится в отчете компании.

Еще по теме: уран на свалке

Не используемая в Европе методика

На «Маяке» и в Северске используется процедура хранения, которой «не существует на европейских производственных объектах», признают в Axpo. Эти процедуры не вызывают изменений в окружающей среде и соответствуют российским нормам.

Так, пишут в Axpo, отходы слабой и средней степени радиоактивности на «Маяке» хранят в огромных емкостях под открытым небом. Все они тщательным образом изолированы от попадания в воду или канализационную систему. В Северске аналогичные вещества помещают в пласт гравия, который изолирован слоями глины над горизонтом грунтовых вод.

В Greenpeace выразили удивление, что Axpo продолжает заказывать уран в Северске. Захоронение радиоактивных отходов в почве «неприемлемо ни в одном государстве Европы», но при этом вполне допускается по российским правовым нормам, говорится в пресс-релизе экологической организации. Greenpeace в частности отмечает удивительное противоречие между поставками из Северска и тем, как Axpo всегда подчеркивает свои усилия в плане экологической безопасности. 

Будущие инспекции


Энергокомпания в свою очередь сообщила, что будет продолжать добиваться визита на завод «Маяк». Чтобы достигнуть цели, она намеревается использовать связи в Федеральном энергетическом управлении Швейцарии. Кроме того, запросы насчет российских производственных объектов будут переданы в МАГАТЭ.

Еще по теме: плохо охраняемый уран

Axpo также намеревается обратиться к руководству предприятия и российским властям с просьбой провести независимые замеры радиоактивного фона. В частности компания хочет отследить ситуацию вдоль течения реки Течи, у которой расположен «Маяк». Наконец, она планирует продолжить диалог с Greenpeace и российскими природоохранными организациями.