В прошлом месяце принц Саудовской Аравии Аль-Валид бен Талал (Alwaleed bin Talal) сделал ошеломляющее заявление: он сказал, что хочет снижения цен на нефть.
Это заявление, прозвучавшее из уст представителя руководства богатой нефтяной страны и ведущего члена ОПЕК, стало очевидной попыткой интервенции. В интервью CNN Аль-Валид бен Талал заявил, что нефтяным ценам лучше опуститься до 70-80 долларов за баррель, то есть более чем наполовину по сравнению с рекордом нынешнего года, когда гражданское противостояние на Ближнем Востоке, получившее название «арабская весна», взвинтило цены из-за страха перед возможными перебоями с поставками.
Но комментарий Аль-Валида имел меньше отношения к тем раздорам и беспорядкам, которые охватили регион, и больше – к решимости Запада найти другие источники энергии, снизив свою зависимость от «черного золота».
Еще по теме: Путин: Россия будет «координировать работу» с ОПЕК
«Мы не хотим, чтобы Запад отправился на поиски альтернативы», - сказал Аль-Валид, являющийся одним из самых богатых в мире людей со своим состоянием, оцениваем в чистом виде в 19 с лишним миллиардов долларов.
«Чем выше поднимется цена на нефть, тем больше у них будет стимулов для поиска альтернатив».
Но события последних двух дней свидетельствуют о том, что желание Аль-Валида может осуществиться быстрее, чем он себе представлял. Нефтяные рынки пошатнулись из-за скоординированных усилий по снижению цен, которые возглавляют Соединенные Штаты. Как отмечает Wall Street Journal, американский президент Барак Обама нашел свою собственную коалицию добровольцев в лице органа, носящего название Международное энергетическое агентство (International Energy Agency). Его члены договорились выбросить на рынок свои запасы нефти, составлявшие в июле более двух миллионов баррелей в день, чтобы увеличить объемы предложения в мире. Соединенные Штаты предоставляют половину этого объема из своих стратегических нефтяных резервов, создание которых берет свое начало в нефтяном кризисе 1970-х годов.
Еще по теме: Разногласия в ОПЕК
Как и в 70-е годы, мир оказался на опасной экономической территории.
Скоординированные действия МЭА, представляющего 28 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), стали мощным ударом по все тем, кто делал ставку на повышение нефтяных цен в краткосрочной перспективе. И сразу же мощным потоком хлынули разговоры о тайных заговорах и о том, что все это может значить. Так всегда бывает, когда дело касается большой нефти, Ближнего Востока и ОПЕК.
Хотя Австралия является членом МЭА, она не участвовала в составлении данного плана, что подтверждают официальные представители ее правительства. Однако свой вклад в него внесли Германия, Франция, Испания, Италия и Япония. Последствия не замедлили сказаться. Нефть марки Brent упала в цене на целых 7% до 107.26 доллара за баррель, когда появились эти новости. Затем она немного поднялась до 107.88 доллара. Но это падение понизило цены до февральского уровня и сотрясло рынки.
В период «арабской весны» торговля маркой Brent осуществлялась по цене 127 долларов за баррель, что помогло поднять цены на факторы производства и, соответственно, усилило мировую инфляцию.
«Выбор времени для такого шага заставил нефтяных трейдеров чесать затылки и рвать волосы на голове», - сообщила Wall Street Journal.
«Неприкосновенный запас создается для использования в моменты крупных перебоев с поставками. Но гражданская война в Ливии идет уже много месяцев. Более того, несмотря на то, что непростое и наполненное спорами заседание Организации стран - экспортеров нефти закончилось без принятия решения об увеличении квот, Саудовская Аравия заявила, что все равно увеличит добычу. Так зачем же выбрасывать на рынок все эти баррели сейчас?
На самом деле, это тревожный сигнал о том, где сейчас находится мировая экономика. Прозвучал он в момент, когда Международный валютный фонд предупреждает о замедлении темпов развития глобальной экономики. Кажется, что мировая экономика вплотную приблизилась ко второй отметке финансового кризиса: критическая ситуация с суверенным долгом в Греции грозит взрывом не только еврозоне, экономический подъем в США под вопросом, а китайская попытка мягкого приземления после бума недвижимости и цикла инфляции вызывает сомнения.
А поскольку Запад фактически исчерпал все свои бюджетные и финансовые возможности, отсрочив новый виток глобального финансового кризиса, он теперь просто не знает, где отыскать новые стимулы для экономического роста, одновременно сдержав инфляцию. Это стало для него экономическим Гордиевым узлом.
Но увеличение поставок нефти с использованием стратегических запасов это один из таких стимулов, который после 70-х годов использовали всего несколько раз.
«Это надо рассматривать в качестве аналога глобального скоординированного решения о сокращении ставок», - говорит работающий в США трейдер долговыми обязательствами Расс Серто (Russ Certo).
Для Обамы, которому в будущем году предстоит трудная кампания по переизбранию в условиях ослабления экономики, это также очередная попытка как-то поднять США. Кое-кто оптимистично надеется, что «арабская весна» может положить начало эпохе демократических реформ и даже ускорить крах ОПЕК, который будет сопровождаться либерализацией нефтяных рынков. Но это в лучшем случае дело отдаленной перспективы. У Обамы осталось всего-то чуть больше 12 месяцев, и свои надежды на переизбрание он может сконцентрировать в одной фразе, которая закрепила успех Билла Клинтона: «Это же экономика, глупцы».
Джефф Эллиот бывший корреспондент Australian в Вашингтоне. Сейчас он является заместителем главного редактора издания.