Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политические препятствия для балтийского энергетического предложения Латвии

© http://www.civitas.org.uk/Флаги: Эстония, Латвия, Литва
Флаги: Эстония, Латвия, Литва
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эстония, Латвия и Литва сохраняют разногласия по вопросу о том, где строить терминал сжиженного природного газа (СПГ) в регионе. Последнее осложнение возникло тогда, когда латвийский премьер-министр Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovskis) предложил, чтобы планы строительства терминала СПГ были отложены, а вместо него был построен газопровод из Польши в Литву.

 

Эстония, Латвия и Литва сохраняют разногласия по вопросу о том, где строить терминал сжиженного природного газа (СПГ) в регионе. Последнее осложнение возникло тогда, когда латвийский премьер-министр Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovskis) предложил, чтобы планы строительства терминала СПГ были отложены, а вместо него был построен газопровод из Польши в Литву. Однако политическая озабоченность среди стран Балтии, вкупе с европейским финансовым кризисом и российскими маневрами в регионе, будут препятствовать реализации подобных проектов в регионе в ближне- и среднесрочной перспективе.

Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - продолжают спорить о планах по строительству терминала сжиженного природного газа (СПГ) в регионе. Последнее осложнение возникло на встрече премьер-министров стран Балтии 10 ноября. Несмотря на обещания балтийского единства всех стран, соглашение по терминалу СПГ по-прежнему остается труднодостижимым. В качестве реакции на затянувшееся безвыходное положение латвийский премьер-министр Валдис Домбровскис предложил, чтобы планы строительства терминала СПГ были отложены, а вместо него был построен газопровод, связывающий Литву и Польшу.

Хотя этот план имеет смысл с технической точки зрения, такое предложение и сохраняющиеся разногласия среди стран Балтии подчеркивают политическую озабоченность в регионе. Эти опасения, вместе с ограничениями и желаниями внешних игроков, таких как Россия и Европа, продолжат тормозить энергетическое развитие на Балтике.

Каждая из стран Балтии выступает за то, чтобы импортный терминал СПГ был построен на ее территории; подобный объект позволит странам Балтии диверсифицировать поставки природного газа и перестать быть зависимыми в этом плане только от России, также это повысит авторитет и влияние той страны, которая станет местом строительства терминала СПГ, в Европейском Союзе, и что еще более важно, обеспечит ей европейское финансирование. Литва и Латвия в особенности активно сражаются за проект СПГ. Литва заявляет, что закрытие ее Игналинской АЭС в конце 2009 года привело к тому, что она теперь нуждается в альтернативном источнике энергии, а Латвия отмечает, что ее центральное расположение станет наиболее благоприятным для размещения терминала СПГ. Это соперничество тормозит любой прогресс в отношении терминала СПГ уже больше года.

Предложение Домбровскиса по строительству трубопровода для доставки природного газа, который связал бы Польшу и Литву, стало сюрпризом для Эстонии и Литвы. Если бы предложение было принято, это положило бы конец конкуренции среди стран Балтии за право реализации СПГ-проекта. Более того, Польша связана с немецкой системой газопроводов, а Латвия связана с Литвой, так что газопровод, соединяющий Польшу и Литву, обеспечил бы странам Балтии те поставки, в которых они нуждаются. Однако Эстония и Литва были не готовы отказаться от своих амбиций в плане СПГ на момент, когда было сделано это новое предложение. Делегаты от обеих стран заявили, что они рассмотрят предложение, но отметили, что Европейский Союз должен провести исследование, для того, чтобы определить, какой из проектов лучше. Это показывает, что препятствия на пути латвийского предложения скорее носят политический, нежели технический характер, и Рига вполне могла быть в курсе этого.

Первым препятствием являются сложные отношения Литвы с Польшей, не только из-за напряженности, проистекающей из вопросов, имеющих отношение к значительному польскому меньшинству в Литве, но и из-за проблем в области энергетики. Очень публичный спор двух стран по поводу нефтеперерабатывающего предприятия PKN Orlen в Литве, которым владеет Польша и которое она пытается продать, создал нехороший прецедент в плане сотрудничества двух стран по энергетическим вопросам.

Во-вторых, Латвия имеет среди стран Балтии репутацию страны, наиболее склонной к сотрудничеству с Россией. Это не обязательно означает, что Рига на самом деле выдвигает не свое предложение, а предложение Москвы, но российско-латвийские отношения осложняли общебалтийские проекты в прошлом, и ровно так же происходит сейчас с выдвинутым Латвией предложением строительства газопровода. Латвия знает о политических препятствиях, стоящих перед ее трубопроводным предложением, и возможно, рассчитывает на то, что независимый обзор разных предложений приведет к решению в пользу Латвии и поддержит ее аргумент как страны, занимающей центральное положение в регионе, что это самое местоположение обеспечивает наилучшие практические возможности для строительства терминала СПГ.

Последним препятствием для энергетического развития на Балтике является сама Россия, которая делает все возможное для того, чтобы сеять разобщенность в Европе. Москва также трудится над тем, чтобы не допустить реализации или подорвать любые энергетические проекты, которые помогут европейцам диверсифицировать свои энергопоставки, став менее зависимыми от России в этом вопросе. В условиях, когда Европа переживает финансовый кризис, инвестиционный климат для подобных энергетических проектов не особенно благоприятен, что тоже играет на руку России.

Строительство завода СПГ на Балтике поэтому будет беспрецедентным событием для региона, перед которым стоят многочисленные вызовы. Хотя рост масштабов использования СПГ часто называется эффективным путем для Европы, позволяющим уменьшить ее зависимость от российских энергопоставок, мощности СПГ сконцентрированы в Западной Европе. В Восточной или Центральной Европе нет терминалов СПГ, а единственным строящимся терминалом СПГ является завод в польском Свиноуйсьце на балтийском побережье, который должен быть запущен в 2014 году. Если страны Балтии согласятся на предложение Латвии с трубопроводом, этот завод СПГ даст Балтийскому региону по крайней мере частичную диверсификацию, к которой они продолжают стремиться. Но многочисленные политические препятствия в регионе, в сочетании с европейским финансовым кризисом и согласованными усилиям России по созданию хаоса в Европе, вероятно, не допустят продвижения вперед латвийского предложения в ближайшей или среднесрочной перспективе.